Возможности модифицированной методики «Кольца Луллия» в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушения речи

Как показала практика, такая ТРИЗ-технология, как «Кольца Луллия», стала в дошкольном образовании популярным, занимательным и эффективным методическим приемом, посредством которого можно достичь развития у дошкольников познавательных, речевых, художественно-эстетических, личностных качеств. Педагогическое сообщество дошкольников с удовольствием делится своим опытом работы с использованием данной технологии. Учителя-логопеды представляют свое видение применения «Колец Луллия» в познании детьми языка и мира в их взаимосвязи.

Мы представляем еще один вариант применения данной технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушения речи – дидактико-игровое пособие «Вертушка».

Для создания игрового пособия «Вертушка» использовалась методика «Кольца Луллия» («Обруч» №4, 2004г, Л.Логинова «Кольца Луллия»). Самообучение и самоконтроль – основной принцип пособия «Вертушка».

Описание пособия

Пособие «Вертушка» представляет собой выполненные из оргалита пять колец разного диаметра, нанизанных на общий стержень, в верхней части которого установлена стрелка.

Логопедическая вертушка

На кольца накладываются бумажные круги с прорезями для удобного расположения на кольца. Круги разделены на восемь секторов и свободно вращаются. В пособии используются пять наборов по пять кругов разного диаметра, соответствующих пяти дидактическим упражнениям: «Занимательные модели», «Слоговая цепочка», «Звуковая цепочка», «Знаешь ли ты? Расскажи», «От буквы к предложению». Заданный сектор выстраивается по указанию стрелки.

Дидактическое упражнение «Занимательные модели»

Занимательные моделиЦель: обучение детей звукобуквенному, звуко-слоговому анализу слов,
составленных по заданному слогу из трех — шести букв.

Руководство:

Учитель-логопед знакомит детей с игровым полем и объясняет задачу: построить слово. К заданному слогу, находящемуся на самом нижнем большом кольце, посредством вращения следующих колец нужно подобрать буквы таким образом, чтобы получилось слово.

Например, выбран слог па. Второе снизу кольцо вращать до тех пор, пока не будет найдена соответствующая буква, чтобы получилось слово с тремя буквами (пар). Затем слово можно изменить, подобрав соответствующую букву на следующем кольце (парк) и т.д.

Учитель логопед просит назвать получившееся слово (парки); определить в нем количество букв (звуков); назвать гласные буквы (согласные); определить место заданной буквы (звука) в слове; определить, какое слово короче парили парки , доказать и т.д.

Дидактическое упражнение «Слоговая цепочка»

Слоговая цепочкаЦель: обучение детей слоговому анализу слов, дифференцируя понятия «слог», «слово».

Руководство:

Учитель-логопед знакомит детей с игровым полем и объясняет задачу: построить цепочку слов. К заданному слогу (сос), который определен на верхнем, самом малом по диаметру кольце, нужно подобрать на следующем кольце слог (ка), чтобы получилось слово (соска). Затем к последнему слогу (ка) в получившемся слове, на третьем кольце также подобрать соответствующий слог (ша).

Получилось слово каша и т.д. В секторе, обозначенном стрелкой, получается цепочка из нескольких слов: соска –каша – шары — рынок.

Учитель-логопед предлагает назвать получившиеся слова; определить, чем они похожи; назвать слова, например, со слогом ка, определить его место в слове; назвать слова, о которых можно сказать – моя, мой, мои, мое и т.д.

Дидактическое упражнение «Звуковая цепочка»

Звуковая цепочкаЦель: обучение детей звуковому анализу слов.

Руководство:

Учитель-логопед знакомит детей с игровым полем и объясняет задачу: построить звуковую цепочку, в которой последний звук в названии предмета, определенного на верхнем, самом малом по диаметру кольце, будет являться первым звуком предмета, изображенного на втором кольце и т.д. определенный стрелкой сектор может состоять из следующих предметов: дом – музыкант – туфли – индюк- ключ.

Учитель-логопед предлагает назвать все предметы сектора по порядку; указать на тот предмет, в названии которого первый звук «и», последний «к» и т.д.; назвать самое длинное (короткое) слово, доказать; подобрать к предметам слова-признаки (действия); назвать предметы, к которым можно задать вопрос – Кто это? (что это?); разделить слова на слоги; придумать с каждым предложение и т.д.

Дидактическое упражнение «От буквы к предложению»

От буквы к предложениюЦель: обучение детей анализу и синтезу предложений, распространенных с использованием предлогов. дифференцируя понятия «буква», «слог», «слово», «предложение», «предлог».

Руководство:

Учитель-логопед знакомит детей с игровым полем и объясняет задачу: построить цепочку: буква-слог-слово-предложение. К выбранной букве на верхнем малого диаметра кольце следует подобрать слог с заданной буквой, обозначенном на втором кольце. Затем подобрать слово с заданным слогом, предложение с заданным словом и, наконец, подобрав соответствующий предлог на нижнем самого большого диаметра кольце, изменить данное предложение, сохранив смысловую составляющую данного предложения.

Учитель-логопед предлагает назвать оба предложения; определить, какое из них короче (длиннее) и почему; назвать слова в предложении; определить их порядок; назвать ключевое слово в предложении; определить в нем количество слогов, их порядок; придумать слова с заданным слогом и т.д.

Дидактическое упражнение «Знаешь ли ты? Расскажи»

Знаешь ли ты? РасскажиЦель: обучение детей связной речи с опорой на план рассказа.

Руководство:

Учитель-логопед знакомит детей с игровым полем и объясняет задачу: нужно выстроить цепочку в указанном стрелкой секторе, соответствующую одному, выбранному животному. Выбрав на верхнем, самом малом по диаметру кольце, животное, о котором хочется рассказать, установить его на уровне стрелки. На оставшихся нижних четырех кольцах следует подобрать ему соответствующую среду обитания, употребляемую пищу, детенышей. На нижнем кольце нужно определить часть его тела. По выстроенному сектору (плану) детям предлагается составить описательный рассказ, предварительно проведя с ними работу по активизации словаря: подбор слов-действий, признаков, метафор; по умению грамматически правильно с использованием отработанных слов, составлять разного типа предложения.

Результат при использовании игрового пособия «Вертушка» очевиден: представленная возможность самостоятельно организовывать свою деятельность, анализировать, делать выводы, развивает у детей активную позицию в познании окружающего мира, закрепляет ранее приобретенные речевые умения и приучает детей подчинять свою деятельность системе обязательных для всех правил.

Зуйкова Н.В.,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (3 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: ,

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.