«Комфорт Лого» — коррекция речевых расстройств методом биологически обратной связи (БОС)

Программа Комфорт ЛогоПрограмма «Комфорт Лого» реализует метод функционального биоуправления, основанный на использовании феномена биологической обратной связи.

Биоуправление – это обучение человека новой для него деятельности, новым навыкам.

При реализации метода функционального биоуправления происходит регистрация физиологических параметров организма (при помощи специальной аппаратуры) и преобразование их в компьютере в сигналы обратной связи, которые человек воспринимает в виде звукового или зрительного ряда.

Аппаратура программы «Комфорт» включает в себя многофункциональный входной блок, прибор «Микарт», который оснащен кардиодатчиками, электромиографическим и температурным датчиками, посредством которых осуществляется прием и первичная обработка физиологических сигналов с тела человека во время диагностических процедур и сеансов по функциональному биоуправлению с внешней обратной связью.

Преимуществами данного метода перед традиционными методами коррекции являются:

  • техническая и физиологическая безопасность (обеспечивается тем, что поток информации направлен от человека к прибору и в ходе снятия сигнала никакого физического воздействия на человека не оказывается)
  • немедикаментозность (метод позволяет использовать те внутренние механизмы адаптации организма, которые в условиях жизни оказываются нарушенными)
  • полифункциональность, комплексность (организм, являясь целостной системой, реагирует изменениями всех своих проявлений)
  • объективность
  • «точность» направленности воздействия (метод ФБУ позволяет реализовать патогенетический подход к коррекции различных нарушений, когда лечение направлено не на следствие, а на причину возникновения нарушений)
  • краткосрочность обучения (за счет включения пациента в систему ФБУ, когда малейшие изменения состояния немедленно преобразуются в сигналы обратной связи, быстро формируется точный навык управления состоянием)
  • долговременность действия (так как способы изменения состояния имеют значительную моторную составляющую, то навык закрепляется на уровне памяти тела, что и обеспечивает его длительное хранение в памяти. Кроме того, в ходе формирования навыка обучается и сама нервная система, которая стремится самопроизвольно поддерживать наиболее благоприятный режим функционирования организма).

Данная программа имеет несколько режимов: «Кардио-ФБУ», «Лого», «ЭМГ-ФБУ», «Температурное биоуправление». В целях логопедической коррекции мы используем режимы: «Кардио-ФБУ», «Лого», «ЭМГ-ФБУ».

Частыми жалобами родителей при обращении к логопеду является невнятная невыразительная речь, плохая дикция. Как правило, это связано с одним из проявлений такого диагноза, как стертая дизартрия, при котором речевое дыхание развивается патологически.

Физиологическое дыхание детей со стертой дизартрией имеет свои особенности. Оно, как правило, поверхностное, верхнереберного типа, ритм его недостаточно устойчив, легко нарушается при физической и эмоциональной нагрузке. Объем легких у таких детей существенно ниже возрастной нормы.

В процессе речевого высказывания у них отмечаются задержки дыхания, судорожные сокращения мышц диафрагмы и грудной клетки, дополнительные вдохи.

Помимо возможности появления судорожной активности в мышцах дыхательного аппарата и нарушения речевого выдоха, у таких детей отмечается недостаточный объем вдыхаемого воздуха перед началом речевого высказывания, а также укороченный и нерационально используемый речевой выдох.

Произнесение отдельных слов происходит в разные фазы дыхания — как на вдохе, так и на выдохе.

Важнейшие условия правильной речи — это плавный длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция.

Учитывая факт, что ряд речевых нарушений имеет в своей симптоматике синдром нарушения физиологического и речевого дыхания, эта работа носит комплексный характер и включает в себя «постановку» правильного физиологического и речевого дыхания.

Установлено, что наиболее правильным, удобным для речи является диафрагмально-реберное дыхание, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и межребер​ных мышц. Активна нижняя, самая емкая часть легких. При диафрагмальном дыхании вдох спокойный, без усилия, осуществляется через нос, выдох плавный удлиненный, осуществляется через рот. Верх​ние отделы грудной клетки, а также плечи практически оста​ются неподвижными. Работу по формированию диафрагмального дыхания проводим в несколько этапов:

1 этап.

Диагностический этап (1-2 занятия). Первичная физиологическая диагностика состоит из регистрации физиологических показателей в состоянии относительного покоя. По результатам диагностических сеансов рассчитывается прогресс показателей. Диаграммы прогресса показателей могут дать информацию об эффективности применения тех или иных коррекционных приемов, а также об общей динамике состояния ребенка. При построении диаграмм учитываются следующие параметры:

  • минимальный пульс;
  • средний пульс;
  • максимальный пульс;
  • дыхание/мин.(число дыханий в минуту);
  • вдох/выдох (отношение длительности вдоха к длительности выдоха).

В процессе наблюдения определяем тип дыхания ребенка. Существуют три основных типа дыхания: верхнее дыхание (ключичное), среднее дыхание (реберное или грудное), нижнее дыхание (брюшное или диафрагмальное). При верхнем дыхании расширяются ребра, поднимаются плечи. При среднем дыхании раздвигаются ребра и расширяется грудь.

Если у ребенка верхнее дыхание, то необходимо сначала сформировать навык общей мышечной релаксации и обучить координированному управлению мышечным напряжением. Для достижения данной цели мы используем сеанс ЭМГ и ЭМГ — Джекобсон.

Суть тренировки состоит в том, что в течение коротких промежутков времени производится максимально возможное напряжение мышцы с тем, чтобы потом добиться максимального расслабления. Для этого используется установка датчиков на трапецевидную мышцу. Электроды на трапецевидной мышце располагаются последовательно по ходу мышечных волокон на расстоянии 2-х сантиметров друг от друга. На экране мы видим миограмму, т.е. графическое изображение биоэлектрической активности мышц.

Суть тренировки состоит в том, что в течение коротких промежутков времени («фаз работы», обычно 3 сек.) производится максимально возможное напряжение мышцы с тем, чтобы во время «фазы отдыха» (обычно 5 сек.) достичь максимальной релаксации.

Визуальная обратная связь может иметь пять режимов:

  1. «Индикатор»,
  2. «Слайды»,
  3. «Преобразование»,
  4. «Прозрачность»,
  5. «Полоса».

Применение сеанса позволяет сформировать навык общей мышечной релаксации и обучить координированному управлению мышечным напряжением.

Зрительная обратная связь представлена следующими режимами:

  1. «Индикатор» (задачей обучаемого является в режиме «повышение напряжения» поднимать столбик индикатора выше установленной черты, а в режиме «понижение напряжения» снижать столбик ниже обозначенного уровня. После того, как ребенок усвоил технологию работы с мышечным напряжением и успешно справляется с заданием, можно перейти к другим режимам работы:
  2. «Полоса»,
  3. «Слайды»,
  4. «Прозрачность». В качестве обратной связи здесь выступает открытие, смена, «проявление» изображений.

2 этап.

Формирование нового устойчивого навыка диафрагмального дыхания с удлиненным плавным выдохом (7-8 занятий). Данный вид тренинга состоит из:

а) обучение новому навыку диафрагмального дыхания под субъективным контролем (1-2 занятия);

В дошкольном возрасте формирование диафрагмаль​ного дыхания необходимо проводить на начальном этапе в положении лежа. В этом положении мышцы всего тела слегка расслабляются, и диафрагмальное дыхание без до​полнительных инструкций устанавливается автоматически. Ребенок находится в положении лежа. Одну руку положить на грудь, вторую на живот. Внимание ребенка обращается на то, что его живот «хорошо дышит».

Можно положить на жи​вот игрушку для привлечения внимания: «Покачаем зайчика» и т.п. Это упражнение длится в среднем 2—3 минуты. Упражнение должно вы​полняться без усилий, чтобы избежать гипервентиляции и повышения мышечного тонуса.

В дальнейшем для тренировки диафрагмального ды​хания, его силы и длительности используют различные игровые приемы. При этом должны быть учтены следую​щие методические указания:

  1. Дыхательные упражнения должны быть организо​ваны таким образом, чтобы ребенок не фиксировал внима​ние на процессе вдоха и выдоха.
  2. Для детей дошкольного возраста дыхательные уп​ражнения организуются в виде игры так, чтобы ребенок непроизвольно мог сделать более глубокий вдох и более длительный выдох.
  3. Все упражнения на тренировку речевого дыхания связаны с выполнением двух основных движений: руки из положения «в стороны» движутся «кпереди» с обхва​том грудной клетки или из положения «вверху» движутся вниз. Движения корпусом, как правило, связаны с на​клоном вниз или в стороны. Большинство упражнений для детей дошкольного возраста включают выдох с произнесением согласных (в основном щелевых) или фонацией гласных звуков, что по​зволяет логопеду на слух контролировать длительность и непрерывность выдоха.

Так же предлагаем использовать следующие упражнения:

«Накачать шину»

Детям предлагают накачать «лопнувшую шину». Дети «сжимают» перед грудью руки в кулаки, взяв воображае​мую ручку «насоса». Медленный наклон вперед сопро​вождается выдохом на звук «с-с-с». При выпрямлении вдох происходит непроизвольно.

«Воздушный шар»

Выполнение упражнения аналогично упражнению «Лопнула шина», но во время выдоха дети произносят звук «ф-ф-ф».

«Жук жужжит»

Исходное положение: руки поднять в стороны и не​много отвести назад, словно крылья. Выдыхая, дети про​износят «ж-ж-ж», опуская руки вниз. Занимая исходное положение, дети непроизвольно делают вдох.

«Гуси»

Исходное положение: руки поставить Исходное положение: руки поставить на пояс. Мед​ленно наклонить туловище вперед, не опуская голову вниз. Произнести протяжно «Г-а-а-». Принимая исход​ное положение, сделать вдох.

И т.п.

На этом же этапе можно использовать парадоксальную гимнастику А.Н. Стрельниковой.

б) выработки нового навыка диафрагмального дыхания с внешней обратной связью (4-5 занятий);

На данном этапе приступаем к работе на тренажере «Комфорт Лого» сеанс Дыхание, Кардио, который предназначен для обучения диафрагмальному дыханию. Здесь используется тренинговый сюжет «Индикатор». В центре экрана расположен вертикальный столбец, высота которого пропорциональна текущему значению пульса. Если ребенок дышит диафрагмально, то столбец равномерно, плавно закрашивается.

в) формирования нового навыка диафрагмального дыхания с удлиненным, плавным выдохом с внешней обратной связью (2-3 занятия). Сюда входят такие сюжеты как «Жалюзи» (цвет), «Жалюзи» (слайды), «Полоса», «Игра», где сигналом обратной связи является появление, смена, «проявление» изображений.

3 этап.

Формирование нового динамического стереотипа речевого диафрагмального дыхания, речи и речевого поведения (10-20 занятий). Третий этап работы самый длительный. Он посвящается выработке новых навыков артикуляции, голосообразования, речевого дыхания, дикции, эмоционально-окрашенной, свободной и без избыточных психофизиологических затрат речи и уверенного речевого поведения.

Здесь используется режим «Чтение», в котором обучаемому предъявляется текст, разбитый на блоки (фразы). Задача ребенка – на выдохе произносить эти фразы одну за другой. По мере уменьшения пульса на выдохе фраза закрашивается цветом слева направо и, если достигнуты нижний порог пульса и порог длины выдоха – происходит переход к следующей фразе. На данном этапе используются все сюжеты режима «Чтение», в котором весь речевой материал разбит на отдельные блоки: «Звуки», «Слоги», «Слова», «Фразы», «Стихи», «Сказки», «Проза».

4 этап.

Заключительный этап (3-4 занятия).

Режим «Речь» используется для адаптации новых динамических стереотипов дыхания, голосообразования, психоэмоционального и речевого поведения в окружающей социальной среде. Обратная связь в этом режиме отсутствует. Для этого режима выбирается набор слайдов, которые демонстрируются ребенку с фиксированным периодом. В режиме «Речь» содержится большой дидактический слайдовый материал по различным темам: — «Природа», «Животные», «Насекомые», «Птицы», «Времена года» и т.д.

По данной программе проведена работа с контрольной группой из 10 детей по формированию диафрагмального дыхания. Из них 7 детей со стертой дизартрией, 2 ребенка с мозжечковой дизартрией, 1 ребенок с заиканием.

В ходе диагностики у всех детей выявлено: высокий коэффициент соотношения длительности вдоха и выдоха, асинхронность дыхательного и сердечного ритмов, высокие показатели частоты дыхания (количество дыхательных движений в минуту).

По итогам проведенной работы у всех детей наблюдается синхронность изменения значений пульса и дыхательного цикла, снижение количества дыхательных движений в минуту и пульса. Таким образом, программа «Комфорт Лого» позволяет обучить и закрепить навык диафрагмального дыхания.

Богер Т.Ю.
логопед,
МБУ РЦ «Фламинго»,
г.Кемерово

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 3,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.