На индивидуальных занятиях я использую сопряжённую гимнастику пальчиков и языка, кистей рук и языка.
Эти упражнения способствуют привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность гимнастики, способствуют развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координации движений, развитию памяти, внимания, мышления.
Я разработала комплекс сопряжённой гимнастики пальчиков и языка для постановки звука «Р».
Занятие можно проводить индивидуально или с подгруппой из двух детей.
Выполнение элементов гимнастики руками и языком требует от ребёнка максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, сформированной пространственной ориентировки, точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка или губ.
Сильная мотивация, применение игрового метода на занятии развивают и укрепляют мышцы артикуляционного аппарата, что значительно облегчает постановку звука «Р» и введение его в речь.
«Театр пальчиков и языка»
Комплекс сопряжённой гимнастики пальчиков и языка для постановки звука «Р»
Текст произносит взрослый (желательны «подсказки» детей) |
Движения или статическая поза РУК |
Движения или статическая поза ЯЗЫКА |
Разминка: Чтобы четко говорить, Надо язычку с пальцами дружить. |
Ритмично сжимать и разжимать кулачки. | |
1.Наступило утро, выглянуло солнышко. |
Пальцы разжаты и подняты вверх. | Губы в улыбке, зубы видны. |
2. И друзья пошли в лес: топ-топ, топ-топ-топ. |
Имитация ходьбы пальчиков в заданном ритме: указательным и средним. | Язык движется вверх-вниз, вверх-вниз, вверх-вниз. |
3. Увидели большое дерево. Вот его ствол. | Локти, ладони соединены, пальцы подняты вверх. | Язык высовывается и напряженно тянется к носу. |
4. Вот его крона. | Пальцы чуть согнуты. | Язык в позе чашечки. |
5. На дереве сидит птица Тук-тук-тук, Тук-тук-тук, Раздаётся чей-то стук. Это дятел на сосне Долбит клювом по коре. |
На первую строчку — постучать кулачком правой руки по раскрытой ладони левой; на вторую-наоборот. Соединить все пальцы правой руки, изображая клюв дятла, левую руку поднять, пальцы развести в стороны, изображая дерево. Пальцами, изображающими клюв, постучать по ладони другой руки. |
Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка в верхние резцы. Напряженным кончиком языка постучать в верхние резцы, многократно и отчётливо произнося «д-д-д-д». |
6. Под деревом растут грибы. У одних грибов ножки толстые, у других-тонкие. | Щепоть одной руки показывает толстую нож-ку, а лодонь другой руки-шляпку. Положение рук меняется (боровики). Указательный палец одной руки-ножка, а ладонь другойруки-шляпка; поло-жение рук меняется (поганок много). |
Язык сначала мягко приса-сывается к твердому нёбу, напряжённо (гриб растёт). |
7. Собираем их в корзину. | Переплетаем пальцы «корзинкой». | Язык – «чашечкой». |
8. Идём по лесу дальше. | См. второе упражнение- имитация ходьбы. | Язык – как во втором упражнении. |
9. Растёт дикая яблонька. На ней плоды – яблочки. | Руки от локтей до запястий сведены вместе, кисти сжаты в кулаки, большие пальцы подняты вверх. | Язык – «чашечкой» с опорой на верхнюю губу. |
10. Дома сварим из них варенье — во какое! | Большой палец правой руки поднят кверху — жест одобрения. | Улыбнуться и облизать верхнюю губу«вкусное варенье». |
11. Поэтому соберём их в корзины. | Пальцы рук переплетены «корзинкой». | Язык – «чашечкой». |
12. Тяжело нести корзины. Увидели лошадку. На лошадке ехали. Гоп-гоп! Гоп-гоп! Радостные ехали, Гоп-гоп! Гоп-гоп! |
Хлопки: два коротких, один длинный. | Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. |
13. Приехали домой. | Соединить кончики пальцев (пальцы «домиком»). | Язык присасывается к нёбу(крыша домика). |
15. Радостные и весёлые мы стали играть на гармошке: Громко хлопаем в ладошки, Головой слегка качаем, Руки кверху поднимаем. |
Соединить ладоши вместе. Хлопать в ладоши. Головой кивать вперёд. Руки поднять вверх. |
Улыбнуться, рот открыт. Присосать широкий язык к нёбу. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот. |
14. А в это время пошёл дождь: «Весёлый дождик». Дождик капнул на ладошку- Т-д, т-д…. На цветок- т-д, т-д… И на дорожку т-д, т-д… Застучал по крыше он – т-д, т-д…. И раздался частый звон – т-д, т-д, т-д…. |
Правой рукой изобразить падающие капельки дождя. Левой рукой изобрази цветок. Из левой руки сделай дорожку. Изобрази левой рукой крышу домика. Дождик пошёл сильнее. |
Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка в верхние резцы. |
16. Спасибо нашим пальчикам. Спасибо язычку. Красиво, чётко, правильно Я говорить хочу. |
Сжимать и разжимать пальцы в кулак. Все пальчики, начиная с указательного, здороваются с большим. |
Самонова Н.В., учитель-логопед
МБДОУ детский сад компенсирующего вида №1
г. Курганинск, Краснодарский край
Спасибо, было интересно прочитать Вашу статью.
Замечательно, я делала подобное — детям нравится. Возьму Вашу статью на вооружение.