Комплекс сопряжённой гимнастики пальчиков и языка для постановки звука [Р]

На индивидуальных занятиях я использую сопряжённую гимнастику пальчиков и языка, кистей рук и языка.

Эти упражнения способствуют привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность гимнастики, способствуют развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координации движений, развитию памяти, внимания, мышления.

Я разработала комплекс сопряжённой гимнастики пальчиков и языка для постановки звука «Р».

Занятие можно проводить индивидуально или с подгруппой из двух детей.

Выполнение элементов гимнастики руками и языком требует от ребёнка максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, сформированной пространственной ориентировки, точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка или губ.

Сильная мотивация, применение игрового метода на занятии развивают и укрепляют мышцы артикуляционного аппарата, что значительно облегчает постановку звука «Р» и введение его в речь.

«Театр пальчиков и языка»
Комплекс сопряжённой гимнастики пальчиков и языка для постановки звука «Р»

Текст произносит взрослый (желательны «подсказки» детей)

Движения или статическая поза РУК

Движения или статическая поза ЯЗЫКА

Разминка:
Чтобы четко говорить,
Надо язычку с пальцами дружить.
Ритмично сжимать и разжимать кулачки.
1.Наступило утро,
выглянуло солнышко.
Пальцы разжаты и подняты вверх. Губы в улыбке, зубы видны.
2. И друзья пошли в лес:
топ-топ, топ-топ-топ.
Имитация ходьбы пальчиков в заданном ритме: указательным и средним. Язык движется вверх-вниз, вверх-вниз, вверх-вниз.
3. Увидели большое дерево. Вот его ствол. Локти, ладони соединены, пальцы подняты вверх. Язык высовывается и напряженно тянется к носу.
4. Вот его крона. Пальцы чуть согнуты. Язык в позе чашечки.
5. На дереве сидит птица
Тук-тук-тук,
Тук-тук-тук,
Раздаётся чей-то стук.
Это дятел на сосне
Долбит клювом по коре.
На первую строчку — постучать кулачком правой руки по раскрытой ладони левой; на вторую-наоборот.
Соединить все пальцы правой руки, изображая клюв дятла, левую руку поднять, пальцы развести в стороны, изображая дерево.
Пальцами, изображающими клюв, постучать по ладони другой руки.
Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка в верхние резцы.
Напряженным кончиком языка постучать в верхние резцы, многократно и отчётливо произнося «д-д-д-д».
6. Под деревом растут грибы. У одних грибов ножки толстые, у других-тонкие. Щепоть одной руки показывает толстую нож-ку, а лодонь другой руки-шляпку. Положение рук меняется (боровики).
Указательный палец одной руки-ножка, а ладонь другойруки-шляпка; поло-жение рук меняется (поганок много).
Язык сначала мягко приса-сывается к твердому нёбу, напряжённо (гриб растёт).
7. Собираем их в корзину. Переплетаем пальцы «корзинкой». Язык – «чашечкой».
8. Идём по лесу дальше. См. второе упражнение- имитация ходьбы. Язык – как во втором упражнении.
9. Растёт дикая яблонька. На ней плоды – яблочки. Руки от локтей до запястий сведены вместе, кисти сжаты в кулаки, большие пальцы подняты вверх. Язык – «чашечкой» с опорой на верхнюю губу.
10. Дома сварим из них варенье — во какое! Большой палец правой руки поднят кверху — жест одобрения. Улыбнуться и облизать верхнюю губу«вкусное варенье».
11. Поэтому соберём их в корзины. Пальцы рук переплетены «корзинкой». Язык – «чашечкой».
12. Тяжело нести корзины.
Увидели лошадку.
На лошадке ехали.
Гоп-гоп! Гоп-гоп!
Радостные ехали,
Гоп-гоп! Гоп-гоп!
Хлопки: два коротких, один длинный. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки.
13. Приехали домой. Соединить кончики пальцев (пальцы «домиком»). Язык присасывается к нёбу(крыша домика).
15. Радостные и весёлые мы стали играть на гармошке:
Громко хлопаем в ладошки,
Головой слегка качаем,
Руки кверху поднимаем.
Соединить ладоши вместе.
Хлопать в ладоши.
Головой кивать вперёд.
Руки поднять вверх.
Улыбнуться, рот открыт. Присосать широкий язык к нёбу.
Не отрывая языка, открывать и закрывать рот.
14. А в это время пошёл дождь:
«Весёлый дождик».
Дождик капнул на ладошку-
Т-д, т-д….
На цветок- т-д, т-д…
И на дорожку т-д, т-д…
Застучал по крыше он – т-д, т-д….
И раздался частый звон – т-д, т-д, т-д….
Правой рукой изобразить падающие капельки дождя.
Левой рукой изобрази цветок.
Из левой руки сделай дорожку.
Изобрази левой рукой крышу домика.
Дождик пошёл сильнее.
Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка в верхние резцы.
16. Спасибо нашим пальчикам.
Спасибо язычку.
Красиво, чётко, правильно
Я говорить хочу.
Сжимать и разжимать пальцы в кулак.
Все пальчики, начиная с указательного, здороваются с большим.

Самонова Н.В., учитель-логопед
МБДОУ детский сад компенсирующего вида №1
г. Курганинск, Краснодарский край

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (4 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Логопедам

Посмотрите ещё:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Методические рекомендации «Памятка для родителей по развитию лексико-грамматического строя речи у детей» Методические рекомендации «Памятка для родителей по развитию лексико-грамматического строя речи у детей»
Логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада: «Знакомство с понятием слово и слог» Логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада: «Знакомство с понятием слово и слог»

Отзывы к материалу: "Комплекс сопряжённой гимнастики пальчиков и языка для постановки звука [Р]"

  1. Юлёня:

    Спасибо, было интересно прочитать Вашу статью.

  2. Лариса:

    Замечательно, я делала подобное — детям нравится. Возьму Вашу статью на вооружение.

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.