Предлагаю вниманию читателей сайта конспект НОД в подготовительной логопедической группе на тему «Что такое дружба?». В ходе этого занятия мы решали не только коррекционные задачи, но и смогли обратить внимание детей на то, как важно уметь дружить, как здорово иметь друзей и как нужно заботиться о близких нам людях. Каждому человеку необходим друг – человек, близкий тебе по духу, тот, с кем интересно проводить время. Друг – этот тот человек, кто поддержит тебя и в горе, и в радости, кто всегда постарается помочь советом и делом.
Но все ли из нас умеют дружить? И вообще – что такое настоящая дружба? Ответить на эти вопросы мы и постарались на нашем занятии.
Цель:
- активизировать речевую и мыслительную деятельность детей, используя проблемные ситуации, схемы, модели;
- учить подбирать родственные слова;
- совершенствовать навыки составления и чтения слов с пройденными буквами;
- совершенствовать грамматический строй речи (образование и употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами);
- формировать социально-коммуникативные качества (сотрудничество, терпимость);
- закладывать нравственные основы личности в процессе формирования представлений о дружбе.
Оборудование:
- пиктограммы; подносы с разрезной азбукой; игра «Весёлые путешественники»; плоскостное дерево ( с наклеенными словами – дружба, друг, подруга, дружок, дружочек, дружелюбный, дружить); кукла; кирпичики и крыша из картона (для дома дружбы); портреты друзей, нарисованные детьми; демонстрационный материал по теме «Семья».
Предварительная работа:
- рисование детьми портретов друзей, разучивание пословиц и стихов о дружбе.
Ход занятия
Логопед: Ребята! Сегодня мы с вами поговорим о том, что такое дружба и будем по кирпичику строить Дом дружбы. Дело это непростое, нам надо пройти длинный путь и выполнить не одно задание. Начинаем по кирпичику строить наш дом.
- Посмотрите, у нас на доске первый кирпичик, давайте посмотрим, что под ним (пиктограммы с изображением весёлого, грустного, удивлённого, сердитого лица). Сейчас мы поговорим с вами о настроении. С каким настроением вы пришли сегодня в детский сад?
Дети: С хорошим, весёлым, радостным,
- А почему у вас весёлое, радостное настроение?
Дети: Потому что нам интересно в детском саду, у нас здесь много друзей.
- А с кем можно дружить?
Дети: С ребятами, воспитателями, родителями, соседями, с братьями и сёстрами.
- Как вы думаете, с чего начинается дружба?
Дети: С доброго взгляда, хорошего поступка, оказанной помощи, улыбки.
- А теперь посмотрите на это лицо и скажите, какое оно? (весёлое, доброе). Скажите, а когда у человека бывает хорошее настроение?
Дети: Когда в школе получит пятёрку, когда человеку удалось что-то сделать – например, красиво нарисовать картину, когда человека похвалят, когда у человека много друзей.
- Теперь посмотрим – а какое настроение у этого человека?
Дети: Грустное, невесёлое.
- А когда у человека бывает плохое настроение?
Дети: Когда кто-то обидит, когда болеешь, когда не с кем играть.
- А это лицо – какое оно?
Дети: Удивлённое, испуганное.
- А что может вас может напугать? Чего вы боитесь?
Дети: Темноты, грома, злой собаки.
- Осталась последняя картинка. Какое это лицо?
Дети: Сердитое.
- А что может вас рассердить?
Дети: Когда без спроса возьмут нашу игрушку, когда нас обидят, когда нас не пускают погулять или посмотреть любимый мультфильм.
- Молодцы! Мы с вами можем заложить первый кирпичик Дома дружбы.
- Мы с вами на занятии часто играем в игру «Семья слов», когда мы подбираем и называем родственные слова. Родственные – это слова, близкие звучанию и значению и сегодня мы будем подбирать слова, родственные слову «дружба». Посмотрите на это дерево – на его стволе написано слово «дружба» и от этого слова образовались другие, родственные слова, давайте их назовём:
- слово – действие «дружить»;
- если дети вместе играют, ходят на прогулки – значит они «друзья»;
- если много мы говорим друзья, а если один, то «друг»;
- если слово друг произнести ласково – «дружок»;
- ещё ласковее «дружочек»;
- если дружат две девочки, то они – «подруги»;
- есть ещё такое слово «дружелюбный», когда человек старается со всеми окружающими его людьми ладить, не ругаться, жить в дружбе с соседями, с семьёй, со знакомыми.
- И с этим заданием справились. Можно заложить второй кирпичик нашего дома дружбы.
- А сейчас мы поиграем в игру «Разгадай слово по первой букве в названии картинки». У вас на столах – подносы с разрезной азбукой и схемы. И мы выкладываем слова ( два ребёнка у доски): МАМА, ПАПА. Наши родители – мамы и папы, самые близкие наши друзья. Давайте посмотрим на картинки и поговорим на тему «Семья»:
- сколько человек в этой семье;
- назовите членов семьи;
- кто самый старший?
- кто самый молодой?
- кем приходится эта девочка маме (папе)? И т.д.
«Назови ласково»: мама — мамочка, маменька, мамуля (далее ласково называем всех членов семьи).
- Третий кирпичик закладываем.
«Разминка»
Моя ладошка – это пруд
По ней кораблики плывут.
Моя ладошка как лужок,
А сверху падает снежок.
Моя ладошка как тетрадь
В тетради можно рисовать.
Моя ладошка как окно
Его помыть пора давно.
Моя ладошка как дорожка
А по дорожке ходят кошки.
Звонкие ладошки
Похлопают немножко!
- Продолжаем строить наш дом Дружбы, вспомним пословицы о дружбе:
- Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
- Там где дружат – живут не тужат.
- Помогай другу везде – не оставляй его в беде.
- Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
- Нет друга – ищи, а нашёл — береги.
- Дружба и братство дороже всякого богатства.
- Человек без друзей, как птица без крыльев.
- Человек без друзей, что дерево без корней.
- Молодцы! Вы знаете много хороших пословиц о дружбе. Мы можем заложить четвёртый кирпичик.
Игра «Весёлые путешественники».
- Друзья часто дарят друг другу подарки – ко дню рождения, на праздник и просто так. Давайте поиграем в игру «Весёлые путешественники» и узнаем, что подарили Кате друзья на день рождения. Возьмите машинки и прокатите их от буквы к букве (по цифрам от 1 до 5 ) так, чтобы получилось слово (МИШКА).
- А теперь возьмите карандаши и напишите это слово в клеточках.
- Заложим пятый кирпичик в наш дом Дружбы.
Игра «Трон дружбы».
- Дети! Сегодня мы с вами говорили о наших друзьях. Скажите, а кто ваш самый большой и главный друг в детском саду? Кто с вами занимается, водит на прогулки, успокаивает вас, когда вы плачете? Правильно, это наши воспитатели. Сейчас мы поиграем в игру «Трон дружбы», а кто знает, что это такое ТРОН?
ТРОН – это богато украшенное кресло, на котором сидит царь, король или государь.
- А мы посадим на трон нашу воспитательницу и попробуем вспомнить и сказать ей самые добрые слова, ведь друзьям надо говорить только хорошее и приятное (внимательная, ласковая, добрая, заботливая, нежная, красивая, умная, милая, честная).
- Вот мы и построили дом Дружбы. И чтобы наш дом не пустовал, поместим в него портреты наших друзей. Теперь в нашем доме Дружбы будут жить наши друзья и пусть в этом доме всегда будет тепло, уютно и светло, никогда не будет ссор и обид.
Стихотворение о дружбе:
Ярче солнечных лучей
Дружба в целом свете,
Ведь с друзьями веселей
На любой планете.
Сагитова Альфира Фанисовна,
учитель-логопед,
МАДОУ детский сад «Колокольчик»,
село Прибельский Кармаскалинский район
Республика Башкортостан