Конспект фронтального логопедического занятия. Тема: «Звук и буква Ш»

Звук [Ш]Представленная методическая разработка конспекта занятия «Звук и буква Ш» предназначена для коррекционно-педагогической работы с детьми подготовительной группы, имеющих ФФНР. Занятие проводится в игровой форме, охватывает работу с детьми по произношению, обучению грамоте и развитию связной речи.

Задачи:

Коррекционно-образовательные задачи:

  • научить детей характеризовать звук [ш] по акустическим и артикуляционным признакам,
  • закрепить навык правильной артикуляции звука [ш] с включением всех анализаторов;
  • совершенствовать навыки проведения звукового анализа слов;
  • упражнять детей в деления слов на слоги;
  • упражнять в составлении предложений;

Коррекционно-развивающие задачи:

  • развивать фонематический слух, слуховое внимание;
  • развивать дыхание, общую и артикуляционную моторику;
  • развивать творческие способности;
  • тренировать мелкую моторику руки, логическое мышление, внимание, память.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • воспитывать умение выполнять игровые правила;
  • учить доводить начатое дело до конца.

Оборудование:

  • зеркала, прищепки; кукла Маша; предметные и сюжетные картинки со звуком [ш];

Ход занятия

1. Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята.

Каждый день всегда, везде:
На занятиях, в игре
Верно, четко говорим,
Никуда мы не спешим.

- Ребята, посмотрите все ли у вас готово к занятию. Садитесь.

2. Артикуляционная гимнастика.

– Сейчас я вам расскажу интересную историю.

Жила-была на свете одна невоспитанная девочка. Приходила она к своему другу и обязательно что-нибудь случалось. Пришла девочка как-то чай попить из чашки (Выполняется упражнение «Чашечка) с вареньем (упражнение «Вкусное варенье») и пролила весь чай на стол и начала слизывать, как кошка (упражнение «Киска лакает»), но тут увидела, как зайка морковку копает лопатой (упражнение «Лопатка») и побежала к нему, а по пути перепрыгнула через забор (упражнение «Заборчик»). Устала, споткнулась и села, высунув язычок. (Упражнение « Уставший язычок») Отдохнула, огляделась по сторонам, видит ее друг Миша сидит и на дудочке играет (упражнение «Дудочка»).

- Ребята, узнали нашу гостью с другом? (Звучит музыка из мультфильма «Маша и медведь») Правильно, к нам сегодня пришла в гости Маша. Появляется кукла Маша. Может быть, сегодня она увидит наше занятие, таких умных и прилежных деток и тоже станет воспитанной и доброй. Поможем ей в этом?

3. Характеристика звука [ш] по артикуляционным признакам.

– Какие звуки повторяются в словах Маша и Миша? – Верно, это звук [Ш]. Сегодня на занятии мы с ним поиграем. – Что делают наши губы, когда мы произносим звук [ш]? – Губы выдвигаются вперед. Они похожи на трубочку? – Что делает наш язычок, когда мы произносим звук [ш]? (поднимается вверх) — Откройте рот, покажите, где у вас находится язык, когда мы произносим звук [ш]. — А какой воздух – теплый или холодный выходит изо рта, когда мы произносим звук [ш]? Поднесем ладонь ко рту и произнесем по цепочке звук шшшш. – Итак, когда мы говорим [ш], губы округлены, слегка выдвинуты вперед, широкий язык поднимается к бугоркам за верхние зубы. Выходит струя теплого воздуха.

4. Характеристика по акустическим признакам.

– А что делает голос, когда мы произносим [ш]: спит или песни поет? Приложите все руку к шее, скажем шшш.. В домике было тихо или голос пел песни, и стенки домика дрожали?

– В домике было тихо, голос спал и стенки домика не дрожали.

– Ребята, а звук [ш] какой он: гласный или согласный?

– Правильно, звук [ш] согласный, звонкий или глухой звук [ш]?

– Глухой.

– А звук [ш] твердый или мягкий?

– Да, верно звук [ш] – это твердый, глухой, согласный звук. Еще у этого звука есть особенность — он никогда не бывает мягким, всегда твердый.

5. Произношение звука [ш] изолированно, в слогах.

– Ребята, Маша шла к нам на занятие издалека. Она шла через лес и прислушивалась. А лес шумел: «Аш-ош-уш-иш! (Маша насторожилась). Шта-што-шту-шты! (испугалась.)» Но тут зашептались листья: «Шу-шу-шу». И Маша успокоилась. Какие звуки вы услышали в шепоте листьев? (Звуки [ш], [у].) Дополните их звуком [м]. Какое слово получилось? (Шум.) Давайте разберем это слово по звукам – ШШШУМ. Какой первый звук в слове «шум»? – ШУУУМ. Какой второй звук в слове шум? – ШУМММ. Какой третий звук в слове шум? – Назовите все звуки по порядку. – Назовите гласный звук. – Назовите согласные звуки. Дети выкладывают звуковую схему слова из цветных прищепок.

6. Автоматизация звука [ш] в словах. (Выставляются картинки).

Вышла Маша из леса и увидела, что на опушке росли … (ромашки, ландыши, кашка), на речке … (кувшинки, кубышки). На берегу речушки Маша увидела … (камешки), на сосне — … (шишки), на орешнике — … (орешки). Под кустом росли … (волнушки). Какую птицу увидела Маша на дереве? (Кукушку).

7. Практическое усвоение приставочных глаголов.

- Вот что рассказывает Маша о том, как она к нам шла, а вы ей помогайте.

Игра «Добавь словечко».

Логопед говорит от имени Маши, а дети помогают вести рассказ.

- Я по лесу шла и волнушку… (нашла). Дальше я в лес… (пошла), в чащу леса … (зашла) и к избушке … (подошла), потом в избушку … (зашла), ничего там не … (нашла), дальше … (пошла). К дереву я … (подошла), там я сладкий мед … (нашла). По дорожке … (пошла) и к вам на занятие … (пришла).

8. Деление слов на слоги. Игра: «Разложи картинки»

- А когда Маша шла по дороге, то увидела 3 домика. На доске — три домика (одноэтажный, двухэтажный и трехэтажный). У детей на столе лежат картинки. Дети должны прикрепить прищепками свои картинки в домики в зависимости от количества слогов в слове.

9. Физминутка (проводится на ковре).

Встаньте дружно, потянитесь!
Пошагайте, покрутитесь.
Руки вправо, руки влево,
А потом присядьте смело.
Снова встаньте, потянитесь
И друг другу улыбнитесь.
А теперь приготовьте свои ручки.
Дружат в нашей группе девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять. Начинай считать опять.
Раз, два, три, четыре, пять Мы закончили считать.

(дети проговаривают стихотворение про ручки, покусывая при этом кончики пальцев прищепками)

10. Произношение звука в стихотворении.

Ребята, Маша предлагает выучить стихотворение про ее друга Мишку.

Шишки у Мишки
Бросил палку сверху Мишка.
- Падай в шапку с елки, шишка!
Шишка — шлеп по голове.
Стало шишек сразу две.

11. Развитие звукового анализа и синтеза.

– Ребята, вспомните, какие слова вы услышали в стихотворении.

- Мы будем распределять эти слова на две группы: первая группа – звук [ш] слышится в начале слова, вторая – звук [ш] слышится в середине слова. Итак, я показываю картинки, а вы называете, что на них изображено и где расположен звук в слове.

12. Знакомство с буквой Ш: на что похожа буква Ш.

Посмотри на букву Ш-
Буква очень хороша,
Потому что из неё
Можно сделать Е и Ё.

Обведение по контуру, печатание ее пальцем на столе, составление из прищепок.

13. Итог занятия.

- Давайте вспомним, о какой звуке мы сегодня говорили? Правильно, звук [ш].

– Какой это звук? (это твердый, глухой, согласный звук)

– Чем мы еще занимались на занятии?

– Понравилось ли вам занятие?

- Маше тоже очень понравилось занятие. Теперь Маша больше не будет хулиганить, а пойдёт в школу также как и вы.

Антипова Ольга Алексеевна,
учитель-логопед МАДОО
«ЦРР — детский сад «Радуга»,
г. Краснослободск Мордовская АССР

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: 

Сейчас читают:

Логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада: «Знакомство с понятием слово и слог» Логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада: «Знакомство с понятием слово и слог»
Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием технологии sand-play «Сказка «Теремок» Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием технологии sand-play «Сказка «Теремок»
Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР на тему: «Домашние животные и их детеныши» Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР на тему: «Домашние животные и их детеныши»
Конспект открытого занятия «Путешествие в страну грамматики» Конспект открытого занятия «Путешествие в страну грамматики»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.