Конспект открытого подгруппового занятия в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи 3 года обучения по лексической теме «Транспорт».
Лексическая тема «Транспорт».
Цель:
- Обогащение и расширение словарного запаса по теме.
Задачи:
- Закрепить обобщающие слово — «транспорт».
- Расширить активный словарь существительных.
- Практическое усвоение существительных в родительном падеже.
- Практическое усвоение существительных в творительном падеже.
- Практическое усвоение существительных множественного числа родительного падежа.
- Развивать ориентировку в пространстве, внимание, умение действовать по сигналу; закреплять особенности передвижения разных транспортных средств.
- Развивать операции обобщения, классификации, конкретизации, развивать внимание.
- Развивать графические навыки.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Логопед загадывает загадки о транспорте, дети отгадывают и получают картинку, на которой изображён отгаданный вид транспорта.
Логопед:
Для этого коня еда -
Бензин, и масло, и вода.
На лугу он не пасется.
По дороге он несется
Ребёнок:
- Это автомобиль.
Дети садятся на свои места.
2. Беседа по данной теме.
Логопед:
- Назовите, что у вас изображено на картинках.
Дети:
- Автомобиль, самолёт, поезд, корабль и т.д.
Логопед:
- Как одним словом назвать самолёт, поезд, корабль, автомобиль?
Дети:
- Это транспорт.
Логопед:
- Виды транспорта бывают разными:
- Транспорт, который передвигается по земле (дорогам, рельсам), называется наземным. Это машины, автомобили, грузовики, мотоцикл, велосипед, трамвай, троллейбус, автобус, поезд и т д.
- Транспорт, который передвигается по воде, называется водным. Это корабль, подводная лодка, катер, лодка, баржа и т.д.
- Транспорт, который передвигается по воздуху, называется воздушным. Это самолет, вертолет, дельтаплан, воздушный шар.
- Транспорт, который передвигается в космосе, называется космическим. Это космический корабль, спутник.
- Транспорт, который передвигается под землёй, называется подземным. Это метро.
- Транспорт, который перевозит людей, называется пассажирским (автобус, такси и т. д.)
- Транспорт, который перевозит грузы, называется грузовым (грузовик, самосвал, молоковоз).
3. Игра «Где поедет, поплывёт, полетит?»
Логопед выставляет на доске четыре картины: изображение моря, неба, дороги и космоса.
Логопед предлагает каждому ребёнку выбрать для своего транспорта (картинки) дорогу и объяснить свой выбор.
Дети:
- Моя машина поедет по дороге, потому, что это наземный вид транспорта.
- Мой корабль поплывёт по морю, потому что это водный вид транспорта.
4. Игра «Без чего?»
Логопед:
- Случилась беда, приходил великан из сказки и хотел поиграть транспортом, да только всё переломал. Нам удалось сфотографировать его проделки. Скажите, что на фотографиях.
Дети:
- Машина без колеса.
- Самолет без крыла.
- Пароход без трубы.
- Велосипед без колёс.
- Вертолёт без винта.
- Мотоцикл без руля.
5. Физкультминутка.
Подвижная игра «Море, небо, дорога».
Логопед (дает детям сигналы):
- Море.
Дети изображают корабль (руки вытягивают вперед, образуют треугольник вершиной вперед, покачиваются, как на волнах);
- Небо.
Изображают самолет («летают» в разных направлениях, не наталкиваясь, друг на друга);
- Дорога.
Изображают езду на машине («едут» по указанному направлению);
- Рельсы.
Встают друг за другом, изображая вагоны поезда, и ритмично передвигаются в одном направлении.
6. Игра «Управляет чем?»
Логопед предлагает детям найти для каждого вида транспорта нужную профессию.
Логопед:
- Летчик управляет чем?
Ребёнок:
- Лётчик управляет самолётом.
Водитель управляет (чем?) — автомобилем;
Капитан управляет (чем?) — кораблем;
Космонавт управляет (чем?) — ракетой;
Машинист управляет (чем?) — поездом.
7. Игра «Один – много». Игра проводится с мячом.
Логопед кидает ребёнку мячик и говорит :
- У меня одна машина, а у вас много….
Ребенок ловит мяч и отвечает:
- Машин и так далее.
8. «Что здесь лишнее?»
Логопед показывает детям картинки с изображением рядов предметов. Ребенок должен назвать лишний предмет, объяснить, почему он лишний, как одним словом назвать все остальные.
Логопед:
- Корабль, лодка, парусник, грузовик.
Дети:
- Лишний грузовик, потому что он относится к наземному виду транспорта. Остальные к водному.
- Самолет, вертолет, ракета, поезд.
- Троллейбус, автобус, трамвай, самосвал.
- Паровоз, тепловоз, электричка, скорая помощь.
- Скорая помощь, пожарная, милицейская машины, велосипед.
9. Развитие графических навыков.
Упражнение: «Проведи машину по дороге, корабль по реке».
Смотри Л.М. Граб «Развитие графических навыков» стр.10
10 . Итог занятия.
Логопед:
- О чём мы говорили на занятии?
Дети:
- Мы говорили о транспорте.
Логопед:
- Назовите наземный транспорт.
Дети:
- Машина, поезд, мотоцикл и т.д.
Логопед:
- Кто управляет самолётом? (Пароходом?)
Логопед:
- Самолётом управляет лётчик (капитан).
Оценка работы каждого ребенка.
Дети получают за хорошую работу наклейки с разными видами транспорта.
Минакова Оксана Владимировна,
учитель-логопед высшей кв. категории,
ГБОУ гимназия №1519 города Москвы