Конспект непосредственно-образовательной деятельности по разделу «Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи» в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

Овощи, фруктыТема: «Овощи, фрукты»

Занятие проводится с подгруппой детей.

Цель:

Коррекционно-развивающая:

  • Учить вслушиваться в речь логопеда, наблюдать изменения в природе, распознавать правильное и неправильное употребление падежных окончаний существительных, правильно показывать и называть овощи и фрукты, ориентироваться в их цвете, форме, величине, составлять описание овощей, подбирать признаки к существительным, образовывать уменьшительно-ласкательную форму имен существительных, множественное число имен существительных в родительном падеже, согласовывать существительные с количественными числительными «один-одна».
  • Развивать связную речь, внимание и восприятие, мелкую и общую моторику, тактильное восприятие, познавательную деятельность.

Воспитательная:

  • Воспитывать грамматически правильную речь.
  • Расширять активный и пассивный словарь по теме «Овощи, фрукты».

Оборудование:

  • муляжи овощей, фруктов; предметные картинки по теме; корзинка.

Ход НОД:

1. Организационный момент.

а) Игра-пантомима «Толстячки — худышки» (дети изображают овощи и фрукты)

б) «Ворчливый горох».

- Ох, ох, ох! – разворчался горох
Ох, и трудно жить в стручке,
Если дверца на крючке.

в) Логопед: Покажите, как убирают разные овощи.

(логопед называет овощ, дети имитируют уборку разных овощей)

2. Сообщение темы занятия.

Логопед: Дети, нас ждет интересное путешествие. Посмотрите в окно. (подходят к окну)

- Какая сегодня погода? Почему люди одеты в плащи, куртки? А как сказать о маленьком плаще? (плащик), куртке (курточка), зонт (зонтик). Какое небо? Какое сейчас время года?

Дети: Осень.

Логопед: Правильно, осень. Назовите признаки осени.

- Ребята, поедем с вами на электричке? (объяснить значение слова «электричка»)

Давайте превратимся в паровозик и вагончики. Садитесь в вагончики, и поедем на дачу.

- Какого цвета твой вагончик? (Красный, желтый, зеленый, желтый.) Наш поезд веселый и разноцветный.

3. Логоритмическое упражнение.

(дети имитируют «езду», идут дробным шагом и произносят текст с движениями)

Едем, едем, долго едем.
Очень длинен этот путь.
Скоро к даче мы подъедем,
Там и сможем отдохнуть.

Логопед: Вот мы и приехали. Посмотрите, люди собирают урожай: фрукты и овощи. Сейчас проверю, знаете ли вы, где растут фрукты и овощи.

4. Игра «Чудесная корзинка» (рассказы — описания)

Логопед: Что это? (Яблоко)

- Какое оно на ощупь? (Твердое, гладкое, круглое, большое)

- Яблоко растет на дереве – это фрукт.

(Далее составляем описание моркови)

- Что это? ( Морковь)

- Какая она? (твердая, длинная, оранжевая, и т.д.)

- Подвесим ее на дерево?

Нет, она растет на грядке в огороде — это овощ.

(Подобным образом обыгрываются помидор, лук, огурец, лимон, слива, апельсин.)

5. Игра « Большой — маленький».

(Логопед говорит про большие овощи — фрукты, дети – про маленькие)

Помидор-помидорчик, яблоко-яблочко, огурец-огурчик и т.д.)

6. Игра «Наведи порядок».

Логопед: Ребята, в этой корзине смешались овощи и фрукты. Помогите, пожалуйста, разобраться, где здесь овощи, а где фрукты? Сложите овощи в блюдо, а фрукты в вазу. (Дети выполняют задание)

7. Логоритмическое упражнение.

- А теперь давайте немного отдохнем. Встаньте и повторяйте за мной:

Вейся, вейся, капустка моя,
Вейся, вейся, кудрявая моя,
Как мне, капустке, не виться,
Белым кочаном не становиться?

(Движения сопровождаются речью, значение незнакомых слов объясняется.)

8. Игра « Собираем овощи в корзинку».

Логопед: Соберите с каждой грядки по одному овощу: « Сначала один огурец, потом одну репу, потом одну морковь, один помидор…» (дети выполняют и проговаривают словосочетание со словами «один — одна»)

9. Игра «Один — много».

Логопед: «Все принесли по одному огурцу, на столе стало много огурцов» и т.п.

(дети помогают образовывать названия овощей во множественном числе существительных родительного падежа)

10. Игра «Подбери овощи по цвету, форме».

(дети выполняют и объясняют задание)

11. Обобщение пройденного.

Логопед: Все-то у вас, ребята, получается хорошо. Фрукты и овощи вы знаете. Пора нам домой возвращаться. Садитесь в поезд. Повторяем цвет каждого вагончика.

(Дети поют песенку):

Вот поезд наш едет,
Колеса стучат,
А в поезде нашем ребята сидят -
- Чу-чу-чу.

12. Итог занятия.

- Ребята, в какие игры мы сегодня играли? Какие задания выполняли?

- Что вам больше всего понравилось в нашем путешествии? Когда вы вернетесь в группу, то вместе с воспитателем нарисуйте фрукт или овощ из «чудесной корзинки» и свой вагончик.

Оценка деятельности детей.

Аннаева Мунира Мунировна,
учитель–логопед,
МБДОУ «Белоснежка»,
г. Ноябрьск

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (3 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: 

Сейчас читают:

Логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада: «Знакомство с понятием слово и слог» Логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада: «Знакомство с понятием слово и слог»
Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием технологии sand-play «Сказка «Теремок» Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием технологии sand-play «Сказка «Теремок»
Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР на тему: «Домашние животные и их детеныши» Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР на тему: «Домашние животные и их детеныши»
Конспект открытого занятия «Путешествие в страну грамматики» Конспект открытого занятия «Путешествие в страну грамматики»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.