Дидактическая игра-занятие «Фрукты» по разделу «Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи» в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

ФруктыДидактическая игра-занятие «Фрукты» по разделу «Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи» в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Цель:

Коррекционно-развивающая:

  • Учить образовывать существительные с помощью суффиксов с уменьшительно- ласкательным значением и значением увеличения, дифференцировать их, образовывать сравнительную степень имен прилагательных, устанавливать причинно- следственные связи, составлять простые распространенные предложения.
  • Развивать словесно-логическое мышление, речевое внимание и память, слуховое восприятие, связную речь, мимику.

Воспитательная:

  • Воспитывать активность на занятии, грамматически правильную речь.
  • Обогащать и активизировать словарь по теме «Фрукты».

Оборудование:

  • большой и маленький мячики, картинки с изображением фруктов различных размеров.

Ход игры:

1. Организационный момент.

Логопед: «Дети представьте, что мы купили ананасы, абрикосы, апельсины и лимоны. Я угощаю вас лимоном. По выражению вашего лица я должна догадаться, что он очень кислый. А сейчас «съешьте» по дольке апельсина, ананаса, абрикоса и покажите ваши ощущения.

2. Беседа.

Логопед:

- Дети, давайте вспомним какое время года наступило? — Что созревает осенью в наших садах?

Дети: Осень.

- В саду созревает(-ют) урожай (фрукты).

3. Закрепление лексикона по теме «Фрукты», уточнение значений слов.

- Сейчас я загадаю вам загадки о фруктах, а вы отгадайте их:

Само с кулачок
Красный бочок,
Тронешь пальцем — гладко,
А откусишь — сладко.
- Что это?
- Как вы догадались?

Дети: Яблоко. Потому что, яблоко размером с кулачок, один бочок-красный , на вкус яблоко-сладкое.

Логопед: Молодцы. Тогда отгадайте еще одну загадку.

Ты очень красивый,
Оранжевый шар
Тебя я начищу,
По долькам раздам.

- Что это?

- Как вы догадались?

Дети: Апельсин.

Логопед: Скажите, апельсины созревают в наших садах? (Нет)

- А где?

Дети: Апельсины не созревают в наших садах. Они созревают в садах теплых стран.

Логопед: Какие еще фрукты созревают только в теплых странах?

Дети: Ананасы, бананы, киви.

4. Пальчиковая гимнастика: Упражнение «Апельсин»

Мы делили апельсин -
(дети сжимают и разжимают кулачки).
Много нас, а он один.
Эта долька – для ежа.
Эта долька – для стрижа.
Эта долька – для утят.
Эта долька – для котят.
Эта долька – для бобра.
(по очереди загибают пальчики, начиная с большого, на правой, потом на левой руке)
А для волка — кожура.
(сжимают пальцы обеих рук в кулачки)
Он сердит на нас – беда!!!
Разбегайтесь — кто куда!
(резко разжимают кулачки)

5. Формирование навыка образования сравнительной степени имен прилагательных.

Логопед: Давайте поиграем. Я начну предложение, а вы закончите.

Бабушка сварила варенье из слив не просто сладких, а (из каких?).

Дети: Из сладчайших.

Логопед: Саша угостил меня яблоком не просто вкусным, а (каким?).

Дети: Вкуснейшим.

Логопед: Рома купил лимон не просто кислый, а (какой?).

Дети: Кислейший.

6. Формирование навыка образования.

Формирование навыка образования имен существительных с помощью суффикса с уменьшительно-ласкательным значением и значением увеличения.

- Молодцы. А из каких фруктов можно сварить сладчайшее варенье?

Дети: Из яблок, груш, слив, апельсинов.

Логопед: Посмотрите, у меня большой и маленький мячики. Я назову фрукт и брошу мячик. Кому я брошу маленький мячик — тот назовет этот фрукт ласково. Кому я брошу большой мячик — тот назовет этот фрукт преувеличенно большим. Например: апельсин — апельсинчик — апельсинище.

(Аналогично проводится работа со словами: лимон, слива, банан.)

7. Игра « Фрукты».

Вот на грядке, посмотри: (наклон вперед, дотронуться руками до пола)
Есть арбузы – (руки вытянуть вперед и округлить, затем развести в стороны)
Раз, два, три. (сцепить округленные руки перед собой, поднять их вверх,
А на ветке – абрикос. (развести в стороны, потянуться руками вверх)
Он на солнце так подрос! (развести руки в стороны)
Ты за ним тянись, тянись, (подняться на носочки, потянуться руками вверх)
Но смотри, не оступись! (быстро присесть)

8. Подведение итогов.

- Молодцы, ребята. Видите, как много есть фруктов и как по-разному можно их назвать.

Оценка деятельности детей.

Аннаева Мунира Мунировна,
учитель–логопед,
МБДОУ «Белоснежка»,
г. Ноябрьск

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: 

Сейчас читают:

Логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада: «Знакомство с понятием слово и слог» Логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада: «Знакомство с понятием слово и слог»
Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием технологии sand-play «Сказка «Теремок» Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием технологии sand-play «Сказка «Теремок»
Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР на тему: «Домашние животные и их детеныши» Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР на тему: «Домашние животные и их детеныши»
Конспект открытого занятия «Путешествие в страну грамматики» Конспект открытого занятия «Путешествие в страну грамматики»

Один комментарий к материалу: "Дидактическая игра-занятие «Фрукты» по разделу «Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи» в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР"

  1. Вероника:

    Толковая игра! Спасибо.

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.