Дидактическая игра-занятие «Фрукты» по разделу «Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи» в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Цель:
Коррекционно-развивающая:
- Учить образовывать существительные с помощью суффиксов с уменьшительно- ласкательным значением и значением увеличения, дифференцировать их, образовывать сравнительную степень имен прилагательных, устанавливать причинно- следственные связи, составлять простые распространенные предложения.
- Развивать словесно-логическое мышление, речевое внимание и память, слуховое восприятие, связную речь, мимику.
Воспитательная:
- Воспитывать активность на занятии, грамматически правильную речь.
- Обогащать и активизировать словарь по теме «Фрукты».
Оборудование:
- большой и маленький мячики, картинки с изображением фруктов различных размеров.
Ход игры:
1. Организационный момент.
Логопед: «Дети представьте, что мы купили ананасы, абрикосы, апельсины и лимоны. Я угощаю вас лимоном. По выражению вашего лица я должна догадаться, что он очень кислый. А сейчас «съешьте» по дольке апельсина, ананаса, абрикоса и покажите ваши ощущения.
2. Беседа.
Логопед:
- Дети, давайте вспомним какое время года наступило? — Что созревает осенью в наших садах?
Дети: Осень.
- В саду созревает(-ют) урожай (фрукты).
3. Закрепление лексикона по теме «Фрукты», уточнение значений слов.
- Сейчас я загадаю вам загадки о фруктах, а вы отгадайте их:
Само с кулачок
Красный бочок,
Тронешь пальцем — гладко,
А откусишь — сладко.
- Что это?
- Как вы догадались?
Дети: Яблоко. Потому что, яблоко размером с кулачок, один бочок-красный , на вкус яблоко-сладкое.
Логопед: Молодцы. Тогда отгадайте еще одну загадку.
Ты очень красивый,
Оранжевый шар
Тебя я начищу,
По долькам раздам.
- Что это?
- Как вы догадались?
Дети: Апельсин.
Логопед: Скажите, апельсины созревают в наших садах? (Нет)
- А где?
Дети: Апельсины не созревают в наших садах. Они созревают в садах теплых стран.
Логопед: Какие еще фрукты созревают только в теплых странах?
Дети: Ананасы, бананы, киви.
4. Пальчиковая гимнастика: Упражнение «Апельсин»
Мы делили апельсин -
(дети сжимают и разжимают кулачки).
Много нас, а он один.
Эта долька – для ежа.
Эта долька – для стрижа.
Эта долька – для утят.
Эта долька – для котят.
Эта долька – для бобра.
(по очереди загибают пальчики, начиная с большого, на правой, потом на левой руке)
А для волка — кожура.
(сжимают пальцы обеих рук в кулачки)
Он сердит на нас – беда!!!
Разбегайтесь — кто куда!
(резко разжимают кулачки)
5. Формирование навыка образования сравнительной степени имен прилагательных.
Логопед: Давайте поиграем. Я начну предложение, а вы закончите.
Бабушка сварила варенье из слив не просто сладких, а (из каких?).
Дети: Из сладчайших.
Логопед: Саша угостил меня яблоком не просто вкусным, а (каким?).
Дети: Вкуснейшим.
Логопед: Рома купил лимон не просто кислый, а (какой?).
Дети: Кислейший.
6. Формирование навыка образования.
Формирование навыка образования имен существительных с помощью суффикса с уменьшительно-ласкательным значением и значением увеличения.
- Молодцы. А из каких фруктов можно сварить сладчайшее варенье?
Дети: Из яблок, груш, слив, апельсинов.
Логопед: Посмотрите, у меня большой и маленький мячики. Я назову фрукт и брошу мячик. Кому я брошу маленький мячик — тот назовет этот фрукт ласково. Кому я брошу большой мячик — тот назовет этот фрукт преувеличенно большим. Например: апельсин — апельсинчик — апельсинище.
(Аналогично проводится работа со словами: лимон, слива, банан.)
7. Игра « Фрукты».
Вот на грядке, посмотри: (наклон вперед, дотронуться руками до пола)
Есть арбузы – (руки вытянуть вперед и округлить, затем развести в стороны)
Раз, два, три. (сцепить округленные руки перед собой, поднять их вверх,
А на ветке – абрикос. (развести в стороны, потянуться руками вверх)
Он на солнце так подрос! (развести руки в стороны)
Ты за ним тянись, тянись, (подняться на носочки, потянуться руками вверх)
Но смотри, не оступись! (быстро присесть)
8. Подведение итогов.
- Молодцы, ребята. Видите, как много есть фруктов и как по-разному можно их назвать.
Оценка деятельности детей.
Аннаева Мунира Мунировна,
учитель–логопед,
МБДОУ «Белоснежка»,
г. Ноябрьск
Толковая игра! Спасибо.