Конспект подгруппового занятия по коррекции оптической дисграфии во 2 классе.
Логопедическая тема: Дифференциация букв «в-д»
Грамматическая тема: образование имен прилагательных от имен существительных.
Лексическая тема: «Деревья».
Цель занятия: учить различать на письме буквы «в-д».
Задачи:
- Развитие оптико-пространственных представлений детей;
- Развитие аналитико-синтетической деятельности;
- Работа над развитием функции словообразования на практическом материале;
- Уточнение знаний детей о морфологическом составе слова;
- Уточнение и обогащение словаря детей по теме «Деревья»;
- Развитие психических функций: внимания, памяти, абстрактного и логического мышления.
Оборудование:
- «поле» с 9-ю клеточками;
- наборы геометрических фигур;
- наборы с элементами букв «в-д»;
- карточки с изображением наложенных геометрических фигур;
- карточки с зашифрованным словом;
- карточки с листьями разных пород деревьев;
- цветные картинки с изображением деревьев;
- на доске записаны слоги и слова.
Ход занятия:
Деятельность учителя-логопеда | Деятельность детей |
– Здравствуйте дети! Пусть первыми сядут те, в чьем имени есть буква «в» или «д».
1. – Ребята, перед вами «поле» с 9-ю клетками. В правый верхний угол положите треугольник, под него квадрат, справа от него круг, под ним квадрат и т.д. – Сколько треугольников? Квадратов? Кругов? Какая клеточка осталась свободной? 2. – А теперь вы должны угадать, куда мы отправимся путешествовать? Зачеркните на карточке все одинаковые буквы, а из оставшихся получится слово. Б А М Л А М Е Б И С И 3. – Сегодня мы будем говорить о деревьях. Посмотрите на картинку, это дерево – кедр. Из каких элементов состоит буква «д»? Сколько элементов? Сложите букву «д» из элементов. – Посмотрите на следующую картинку, это – ива. Из каких элементов состоит буква «в»? Какие это элементы? Выложите букву «в» из элементов. – Какая по счету буква «д» среди написанных а о д в ф? Какая по счету буква «в»? Назовите соседей? 4. – Давайте, сравним буквы «в» и «д» по элементам. Чем они отличаются? Сделайте из буквы «в» букву «д». 5. – А теперь откройте свои тетради и запишите сегодняшнее число. – Перед вами на столе карточки с геометрическими фигурами, наложенными друг на друга. – Посмотрите внимательно, сколько всего фигур? Сколько треугольников – столько запишите букв «в». Сколько квадратов – столько запишите букву «д». 6. – Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру. Я буду называть слова, а вы, если в слове есть буква «в» поднимите ладошку пальцами вверх, если буква «д», то опустите ладошку пальцами вниз. – Слушайте внимательно: дуб, вяз, лиственница, кедр, верба. 7. – Теперь я скажу слово, а вы запишите букву «д» столько раз, сколько звуков [д] в слове. – Слушайте внимательно: дупло, кедр, дрозды. – Сейчас так же запишем букву «в». Слушайте внимательно: ветка, вяз, верба, ива, лиственница. 8. – Посмотрите внимательно на доску. Давайте расшифруем написанные слоги ↓У, ↓ УП, ↑ ЕР, ↑ЕТ, ↑Я, СТ ↑ О. – Запишите в тетрадь полученные слоги. Чтобы слоги не грустили, составим слова, добавляя слоги из соседнего столбика __ЗЫ, __ЛО, __БЫ, __КА, __ЛЫ, __БА. – Подумайте, что можно объединить в одну группу? Назовите обобщающее слово.
– Я буду называть слова, если в слове есть буква «д» — приседайте, если буква «в» — поднимайте руки вверх. Ствол, ветка, дерево, дупло, ива, кедр. 10. – А сейчас вы по одному подойдете к доске и вставите пропущенные буквы в слова ↓ере ↑ о, ↑ерба, лист ↑ енница, желу ↓и, и ↑ а. Перепишите их в тетрадь. 11. – Давайте подберем к деревьям листочки. Клен – кленовый, кедр – кедровый, береза – березовый, дуб – дубовый. Прочитайте слова, которые образовали, на какой вопрос они отвечают? Какая часть слова помогла образовать новые слова? Найдите общую часть в словах.
– Ребята, чем мы сегодня занимались на уроке? Чем отличаются буквы «в» и «д»? Понравилось вам образовывать новые слова? Все молодцы! До свидания. |
Дети садятся.
Выкладывают фигуры. Зачеркивают одинаковые буквы. Читают слово — ЛЕС. Показывают элементы. – Буквы «д» и «в» состоят из 2-ух элементов. Выкладывают буквы «д» и «в» из элементов. – Буква «д» 3-я, а буква «в» — 4-я. – Рядом с буквой «д» находятся буквы «о» и «в». – Рядом с буквой «в» находятся буквы «д» и «ф». – У буквы «в» хвостик направлен вверх, а у буквы «д» — вниз. Реконструируют букву «в» в букву «д». – Всего 10 фигур. Треугольников –6 Квадратов – 4 Прописывают буквы в тетрадь. – Показывают направление «хвостика». Записывают буквы. Расшифровывают слоги, записывают в тетрадь. Составляют слова: вязы, дупло, дубы, ветка, стволы, верба. – Вязы, дубы, верба. Это деревья. Выполняют задание. Вставляют пропущенные буквы, переписывают слова в тетрадь. Подбирают картинку с соответствующим листочком. Читают слова. – Слова образовали при помощи суффикса ов и окончания ый. |
Ягодкина Татьяна Сергеевна,
учитель-логопед,
ГБС(К)ОУ школа №59,
г.Санкт-Петербург