Конспект урока развития речи в 1 классе школы V вида. Тема: «Зимующие птицы»

Зимующие птицыДанный конспект будет интересен учителям-логопедам специальных коррекционных школ, работающих с детьми, имеющими ОНР.

Тема: «Зимующие птицы»

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид используемых на уроках средств ИКТ: универсальная презентация.

Оборудование:

  • картинки-изображения птиц (воробей, синица, поползень, дятел, сова, снегирь, клест, свиристель), индивидуальные картинки — пазлы птиц(воробей, синица, поползень, дятел, сова, снегирь, клест, свиристель), мяч, снежинка, презентация.

Цель:

  • уточнение и систематизация знаний детей о зимующих птицах.

Задачи:

Обучающие:

  • Расширить объём знаний детей по теме «Зимующие птицы».
  • Работать над слоговой структурой слов, обозначающих зимующих птиц.

Коррекционные:

  • Уточнить имеющиеся знания по темам «Зима», «Зимующие птицы».
  • Расширить активный словарь по теме «Зимующие птицы».
  • Совершенствовать навык составления и употребления разных типов предложений в активной речи.
  • Работать над грамматическим строем речи.
  • Работать над интонацией, темпом и ритмом речи.

Развивающие:

  • Развивать высшие психические функции: внимание, мышление, память;
  • Развивать общую и мелкую моторику.
  • Массировать пальцы рук для стимуляции центров речи головного мозга.
  • Развивать тонкие согласованные движения пальцев рук с целью подготовки рук к овладению письмом.

Воспитывающие:

  • Учить вежливости, такту, взаимовыручке, доброжелательному отношению, чувству коллективизма.
  • Учить доброму, заботливому отношению к зимующим птицам.
  • Повышать уровень заинтересованности.

В процессе обучения формировать следующие блоки УУД.

Личностные УУД:

  • внутренняя позиция школьника;
  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
  • самоанализ и самоконтроль результата;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Познавательные УУД:

  • поиск и выделение необходимой информации;
  • применение методов информационного поиска;
  • способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение).

Коммуникативные УУД:

  • формирую умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение работать в парах, группе, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные УУД:

  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
  • оценка.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Ход урока

1. Организационный момент.

Итак, друзья, внимание,
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее,
Начнём сейчас урок!

- Давайте подарим друг другу хорошее настроение, улыбнитесь друг другу.

Постараемся сохранить наше хорошее настроение до конца урока.

2. Актуализация опорных знаний.

- Ребята, отвечайте поскорей,
Какое время года стоит у дверей? (зима)

- Кому из вас нравится зима? Чем?

- Назовите по очереди признаки зимы и передавая снежинку соседу.

- Отвечая на вопрос — 3има какая?

(Зима — холодная, суровая, снежная, морозная, ветреная, вьюжная, студеная, белоснежная)

- Молодцы!

- Ребята, посмотрите, перед вами зимний лес. А кто же, интересно, является его зимними гостями? Кто в зимнем лесу гостит? Мы сейчас узнаем!

(Конверт с птицами, собрать пазлы птички)

а) Вводная беседа «Птицы».

- Назовите, кто у вас изображен на картинке? (Учитель указывает на картинку с изображениями птиц).

- Как назвать их одним словом? (Птицы)

- Каких еще вы знаете птиц?

- Чем птицы отличаются от остальных животных? (Они умеют летать)

- А что для этого у них есть? (Крылья). Так о ком же мы будем сегодня говорить на уроке? (собрать конверты)

б) Сообщение темы урока.

- Птиц, которые улетают в теплые края, называют перелетными птицами. А есть птицы, которые никуда не улетают, а остаются зимовать с нами. Как мы их назовем, кто догадался? Это – зимующие птицы.

- Сегодня на уроке мы поговорим о зимующих птицах.

3. Изучение нового материала.

а) Рассказ учителя «Зимующие птицы».

- Зима. За окном метель, холод, мороз. Зимой птицам приходится очень трудно, так как нет еды. Многие улетают в теплые края. А вот некоторые птицы (воробей, ворона, синица, дятел, сова) остаются зимовать с нами. Их называют, как вы уже сказали, зимующими птицами. Эти птицы могут найти корм в природе. Они разыскивают в коре деревьев спрятавшихся насекомых. Сейчас мы узнаем, что это за птицы, отгадав загадки.

б) Отгадывание загадок.

1. Серый, маленький, смешной
Скачет рядышком со мной.
Ты чирикай веселей,
Мой хороший (воробей).

2. Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика.(Синица)

3. Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь.)

4. Всю ночь летает -
Мышей добывает.
А станет светло -
Спать летит в дупло.(Сова)

5. Птица на суку сидит.
Птица дерево долбит. (Дятел)

6. По стволу вниз головой
Ищет корм свой под корой.(поползень)

7. Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистым, чистым –
Клё! Клё! Клё!
Поёт со свистом.(клест)

8. Подбирает он проворно
Кинутые ему зерна
И гнездится на карнизе
Наш любимый (голубь сизый)

- Молодцы! Отгадали все загадки! А сейчас мы с вами поиграем.

в) Игра «Один-много».

Вы мне возвращаете картинку и называете птичку, но только во множественном числе. Например, воробей — воробьи.

- Отдохнем. Физминутка.

Учитель называет разных птиц, ученики показывают, как летают птицы. Если он называет что-то другое, дети должны топать ногами.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи…

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны
Галки, макароны…

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи
Аисты, кукушки,
Даже совы-сплюшки.
Лебеди и утки
И спасибо шутке!

4. Закрепление изученного материала.

а) Игра «В лесу».

- Где мы можем встретить этих птиц! (На улице)

- Но некоторые птицы живут и в лесу. Какие? Назовите их. Сейчас мы с вами отправимся в лес и послушаем голоса разных птиц. Вам нужно попытаться по очереди изобразить голоса разных зимующих птиц.

б) Игра «Угадай, чей голосок?» ( выйти к доске и показать птичку)

- Кто так кричит? (Чик-чирик). Так кричит воробей.

- Кто так кричит? (Зинь-зинь-зинь). Так говорит синица.

- Кто так кричит? (У-у-у) сова? Так кричит сова.

- Кто так кричит? (- Клё! Клё! Клё!) Так кричит клест.

- Кто так воркует? (ур-ур). Так воркует голубь.

- Кто так кричит? («пупупупу» и «пуи»). Так кричит поползень.

- Кто так кричит? «фьюфью». Так кричит снегирь. в) Упражнение в подборе слов-действий к существительным — Воробей что делает? (Чирикает) — Синица что делает? («Звенит») — Сова что делает? (Ухает).

- Что делает клест ? (клёкает или свистит)

- Что делает голубь? (воркует) Голоса каких птиц вы услышали? (показать птиц у доски)

- Какая птичка не кричит, а стучит? (дятел)

Гимнастика для глаз.

в) Игра «Узнай по описанию и раскрась птицу».

  • красная грудка, голубовато-серая спинка, черная голова и крылья (снегирь);
  • грудка желтая, а головки и крылья черные (синица);
  • маленький, серенький, шустрый, быстрый (воробей);
  • эта птичка стучит по дереву, лечит деревья, добывая из-под коры вредных жучков (дятел);
  • птичка красного цвета с цепкими лапками и характерно крестообразным клювом (клест);
  • эта птица хороший охотник (сова);
  • эта птичка лазает по стволу снизу вверх и сверху вниз, при лазанье на хвост не опирается (поползень);
  • это птица с небольшой головой, тонким клювом, короткими ногами, но очень цепкими пальцами на них (голубь).

- Молодцы! Назовите птичек, которые у нас остались зимовать. Как мы их называем? Птицы – наши друзья. Они украшают наши леса, радуют нас звонкими красивыми песнями. Мы должны любить птиц, заботиться о них. Особенно зимой, когда им очень трудно.

- Подумайте, как мы можем помочь нашим птицам в зимнее время года?

- Сделать кормушку и положить в нее корм.

Чтение учителем стихотворения.

- Давайте птичек тоже покормим, посадим их на нашу кормушку.

5. Подведение итогов урока.

- О ком мы сегодня говорили на уроке? Назовите всех птиц, с которыми вы сегодня познакомились. Как можно назвать этих птиц одним словом? Как можно помочь птицам зимой?

- Какие задания вам понравились больше всего?

6. Рефлексия деятельности.

- Ребята, если вам понравился сегодняшний урок и вы довольны как вы работали, у вас хорошее настроение прикрепите на доску снегиря.

- Если урок вам понравился, но вы не всё поняли, у вас остались вопросы, прикрепите синичку.

- Если вы не довольны собой, урок вам не понравился, прикрепите воробушка.

- Молодцы! Спасибо всем за урок. Я уверена, что вы станете надёжными друзьями для всех птиц.

7. Домашнее задание.

Сделать с родителями кормушку, повесить её и накормить птиц.

Паутова Татьяна Вячеславовна,
учитель начальных классов, логопед,
ГОУ ЯО Петровская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат V вида,
Ярославская область, Ростовский район, р. п. Петровское

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: 

Сейчас читают:

Логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада: «Знакомство с понятием слово и слог» Логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада: «Знакомство с понятием слово и слог»
Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием технологии sand-play «Сказка «Теремок» Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием технологии sand-play «Сказка «Теремок»
Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР на тему: «Домашние животные и их детеныши» Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР на тему: «Домашние животные и их детеныши»
Конспект открытого занятия «Путешествие в страну грамматики» Конспект открытого занятия «Путешествие в страну грамматики»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.