Конспект интегрированного занятия. Тема: Звук Ш. Дифференциация звуков С-Ш. Интеграция: логопедия, чтение художественной литературы, познание, коммуникация, социализация. Цель: закрепить правильное произношение звука Ш слогах, словах предложениях, развивать связную речь детей.
Конспект открытого занятия. Тема: Звук Ш. Дифференциация звуков С-Ш. Логопедическое занятие.
Тема: звук Ш, дифференциация звуков С-Ш.
Цель:
- закрепить правильное произношение звука Ш слогах, словах предложениях, развивать связную речь детей.
Цели:
Познавательные:
- познакомить с ненецкой народной сказкой «Кукушка»;
- познакомить с особенностями быта ненцев;
- закрепить знания о кукушке;
- развивать логическое мышление, воображение.
Речевые:
- закрепить произношение звука Ш, дифференциация звуков С-Ш в словах;
- учить разгадывать загадки;
- активизировать и обогащать словарь детей новыми словами(чум, малица, тундра);
- продолжать совершенствовать умение образовывать мн.число существительных, согласовывать существительные с прилагательными; образовывать существительные множественного числа;
- развивать фонематическое восприятие и слух.
Воспитательные:
- продолжать формировать способы установления теплых отношений с членами семьи, проявления заботы, помощи, уважения;
- развивать умение оценивать поступки других людей с позиции морали, давать объективную оценку своим и чужим поступкам.
Оборудование:
- Хрестоматия для детей старшего возраста: Книга для воспитателей детского сада. Составитель З.Я.Рез, Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая. Москва. Просвещение. 1990
- Энциклопедия «Живой мир». Москва. Росмен. 2001
- Презентация.
- Мультимедийное оборудование.
Предварительная работа:
- Беседа на тему «Наши мамы».
- Чтение и обсуждение русских народных сказок, нанайской сказки «Айога».
- Беседы о кукушке.
- Просмотр познавательного фильма «Кукушка».
Материалы:
- видеоролик «Песня змеи». Овчинникова Т.С., Макаренко И.В., Федорович Л.А.
- мультипликационный фильм «Северная сказка». «Экран».
Интеграция:
- чтение художественной литературы, познание, коммуникация, социализация.
Ход занятия
1. Оргмомент.
Я здороваюсь везде:
Дома и на улице,
Даже «Здравствуй» говорю
Я соседней курице.
Здравствуй, небо, голубое!
Здравствуй, солнце, золотое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Здравствуй, утро!
Здравствуй, день!
Мне здороваться не лень!
2. Сообщение темы занятия.
- Сегодня мы закрепим звуки [c], [ш].
3. Игра «Поймай звук».
- Я вам сейчас раздам геометрические фигуры и буду произносить разные слова. Если вы услышите в слове звук “С”, то поднимите круг, если в слове есть звук “Ш” — треугольник. Звук может быть в начале, середине или конце слова. Победит тот, кто меньше ошибётся.
Слова: шуба, сапоги, коса, лиса, лапша, посуда, шарф, машина, класс, брошь.
4. Изолированное произношение звуков:
- Р., Вы любите кататься на велосипеде? Представьте, что мы выехали на велосипедную прогулку. Вдруг у нас стало спускаться колесо.
- Какой звук мы услышим? (Ш-Ш-Ш) (слайд 10)
- Достанем насос и накачаем колесо! (С-С-С) (Слайд 11)
- Но колесо снова спустилось. Какой звук услышали? (Ш-Ш-Ш) (Слайд 12)
- Но мы не расстроились, а заклеили колесо и снова накачали насосом! Как это мы сделали? (С-С-С) (Слайд 13)
- Поехали дальше!
5. Логоритмика.
- На дороге мы увидели змею. Как шипит змея? (Ш-Ш-Ш) (Слайд 14)
- Но она нас не испугала, ведь мы знаем песенку змеи? Давайте её споем!
(«Песня змеи» Овчинникова Т.С., Макаренко И.В., Федорович Л.А.)
Шуршит змея -ш-ш-ш, шипит змея — ш-ш-ш
Ползет, ползет старается — ш-ш-ш.
Опасная — ш-ш-ш, ужасная ш-ш-ш
Пружиной извивается.
Обманчив тихий шорох и покой,
Напасть она готова в миг любой.
Не принимай змеиный комплимент,
Змея тебя предаст в любой момент.
6. Чтение слогов. Игра «Построй башню».
(Слайд 15)
7. Игра «Составь слово».
(Слайды 16-19)
8. Игра «Один — много».
(Слайды 20-24)
9. Игра «Четвертый лишний».
(Слайды 25-41)
10. Игра «Отгадай загадку».
Кто на ёлке, на суку
Счёт ведет ку-ку, ку-ку?
(Кукушка.)
11. Скороговорка.
Кукушка кукушонку купила капюшон.
Кукушонок в капюшоне смешон.
12. Знакомство с ненецкой народной сказкой «Кукушка».
- Сегодня я хочу познакомить вас с новой сказкой «Кукушка». Написал ее ненецкий народ. Есть такая национальность на севере. Мы уже знакомились с другим народом севере. Кто вспомнит о каком народе я говорю и какую сказку этого северного народа мы читали?
- Ненцы, как и нанайцы, тоже живут на севере. Они живут в тундре. Это огромное море льда льда и снега. В тундре очень длинная полярная ночь, и короткое лето, когда солнце светит круглые сутки. Летом снег и лед тают и вырастают растения. Сегодня мы прочитаем сказку «Кукушка»и узнаем о том , как живет ненецкий народ. Сейчас я буду читать сказку, а вы внимательно слушайте и, если встретятся незнакомые слова запомните их, потом мы узнаем их значение.
Чтение сказки.
- Какие незнакомые слова встретились в этой сказке?
- Что обозначают слова «чум», «малица»?
- Эти слова характеризуют быт народа, который и сочинил сказку. Какой народ ее сочинил?
- О ком эта сказка?
- Почему сказка называется «Кукушка?» Что это за птица? (Птица, которая никогда не ухаживает за своим потомством. Подбрасывает свои яйца в другие гнезда.)
- Почему мама стала кукушкой?
- Вспомните сказку и закончите предложение.
13. Игра «Закончи предложение».
- Что делали дети, когда увидели, что мать стала кукушкой?
- Почему по тундре красный мох стелется?
- А сейчас, ребята, посмотрим отрывок из мультфильма «Северная сказка», созданного по мотивам ненецкой народной сказки «Кукушка».
- Что вы можете сказать о детях, какие они?
- Как надо относиться к маме?
14.- Давайте встанем в круг и поиграем.
(Игра с мячом) Расскажите мне о том, какая ваша мама.
«Моя мама самая…»
15. Итог занятия. Рефлексия.
Презентация к занятию:
Никонюк Светлана Анатольевна,
учитель-логопед,
детский сад №104 ОАО»РЖД»,
г. Поворино Воронежская обл.