Конспект занятия (подготовительная логопедическая группа).
Тема: «Звуки Р-Р, Буква «Р». Перелётные птицы».
Задачи:
- Развитие слухового внимания, фонематического анализа и синтеза.
- Активизация словарного запаса по темам: «Весна, перелётные птицы.»
- Образование сравнительной степени прилагательных, сложных слов, антонимов.
- Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.
Материал к занятию:
- Жар- птица, звуковые домики, Цветы; карточки с буквами; яблоки (с обратной стороны-скороговорки для чтения).
Ход занятия:
1. — Дети, у нас сегодня на занятии гость из сказки. Угадайте, как его зовут. Логопед загадывает детям загадку:
Сладких яблок аромат
Заманил ту птицу в сад.
Перья светятся огнём,
И светло в ночи, как днём.
(Жар- птица).
- Жар-птица приготовила для вас интересные игры. Хотите поиграть с Жар-птицей? Тогда повторяйте за мной волшебные слова:
Ра — Ра – Ра – начинается игра.
Ро-ро-ро — я держу в руке перо.
Логопед открепляет одно пёрышко от Жар-птицы, прикрепленной на доске. С обратной стороны написано задание: зачеркните две одинаковые буквы.
Дети садятся за столы, на столах лежат карточки. На них написаны буквы: Р. В П. Е Т С Р. Н Т А П. Зачеркнув одинаковые буквы, дети читают слово: « Весна».
2. Логопед открепляет второе пёрышко. На нём написано: Исправь ошибки.
Развитие слухового внимания. Дидактическая игра «Исправь ошибки».
Логопед читает текст:
Вот и наступила весна. Весело журчат ручьи, с крыш капают сосульки — начался листопад (капель). День становится всё короче(длиннее), а ночи длиннее( короче). Возвращаются зимующие (перелётные) птицы. Люди уже позаботились о грачах (скворцах)- сколотили скворечники. Просыпаются от зимнего сна насекомые: мухи, бабушки (бабочки), пчёлы. Вот-вот зацветут первые весенние цветы — колокольчики (подснежники).
- Скажите, что происходит весной с солнцем? Солнце светит ярче, пригревает, согревает землю.
- Что происходит со снегом — чернеет, тает, появляются ручьи.
- Что делают ручьи? Журчат.
- Что происходит в природе? Возвращаются птицы.
3. Логопед открепляет третье пёрышко. На нём написано: Сравните начало весны с концом.
Образование сравнительной степени прилагательных.
- Дети, как вы думаете, зимой лес красивый? А весной, когда появятся первые листочки, он будет каким? – ещё красивее; кудрявый лес-ещё кудрявее; дремучий лес – ещё дремучее; пение птиц радостное — будет – радостнее; Солнце яркое — будет ярче, пение птиц громкое — будет громче, снег рыхлый — будет рыхлее. Воздух прозрачный — будет прозрачнее. Птицы летят быстро — будут быстрее.
4. На четвёртом перышке написано: Читаем скороговорки — знакомимся со звуками.
- Жар-птица очень любит яблоки, она решила угостить и вас. Яблоки необычные, волшебные. Прочитайте, что написано на них. С обратной стороны написаны скороговорки, дети читают их:
а) На соседа, на грача,
Накричал грач сгоряча.
б) Грач кричал, грач горячился.
в) А сосед не огорчился.
г) Скроил скворец сороконожке сороконожкины сапожки.
д) Сошьёт скворец исправно в срок.
е) Все сорок скроенных сапог.
ж) Пара птиц порхала, порхала, да и выпорхнула.
Проворонила ворона воронёнка.
Три сороки тараторки тараторили на горке.
- Какой звук произносится чаще других? Звук «Р» Характеристика звука. (Согласный, звонкий, твёрдый). У звука «Р» есть братик, звук «рь». (Согласный, звонкий, мягкий).
5. На пятом пёрышке написано: Найди звук.
Дидактическая игра «Звуковые домики».
Дети определяют наличие звуков «Р-Рь» в слове (начало, середина, конец слова). Логопед называет слова, дети определяют позицию звуков «Р-Рь» в слове и кладут звоночек в соответствующее окошечко.
Слова: Верба, Стриж, проталина, скворец, грач, жаворонок, скворечник, ручеёк.
6. На шестом пёрышке написано: Поиграй с птичками.
- Какие птицы прилетают весной? Назовите.
- В названии каких птиц вы услышали звуки «Р — Рь»?
а) Дидактическая игра: «Назови птенца».
- Грач — грачонок-грачата;
- стриж — стрижёнок — стрижата;
- журавль — журавлёнок — журавлята;
- скворец-скворчонок-скворчата.
б) Дидактическая игра «Сложные слова».
- Белая грудь — белогрудая;
- длинные крылья — длиннокрылая;
- короткий хвост — короткохвостая;
- чёрные глаза — чёрноглазая;
- серые глаза — сероглазая;
- громкий голос — громкоголосая;
- пестрые крылья — пёстрокрылая.
7. На седьмом пёрышке написано — превращение.
Дети оказываются на полянке и превращаются в весну. Произносят волшебные слова: Вокруг себя повернись, в Весну превратись. Дети представляют себя доброй и ласковой весной. Они дарят природе подарки: деревьям – листву, лугам – траву и цветы.
Снова нет ручьям покоя — (водят хоровод, идут по кругу).
День и ночь журчат в кустах (останавливаются, изображают волны руками).
Ходит солнце золотое (поднимают руки вверх, делают руками полукруг).
В чистых- чистых небесах. (Дети приседают — встают).
Льёт лучи на лес и луг (делают взмахи руками).
И на все цветы вокруг. (Показывают цветок над головой).
8. На восьмом пёрышке написано: «Найди пару».
На полянке разложены цветы. На них написаны слова. Дети читают слова и находят пару.
Дидактическая игра «Скажи наоборот».
Враг — друг, зло — добро, вражда — дружба, печаль — радость, трусость — храбрость, лень — трудолюбие.
9. На девятом пёрышке написано: «Заколдованные птицы».
Из перепутанных букв дети составляют названия птиц.
10. На десятом пёрышке написано: Угадайте, что всего дороже?
Дети называют картинки, выделяют первый звук и составляют слова. Затем они записывают все слова на карточке. Записав все слова, дети читают пословицу: «Дружба и братство дороже богатства.»
11. Итог занятия.
- Выходите, дети на лужок,
Встаньте все в кружок.
Солнце, солнце посвети,
Нас ярким лучиком освети.
Дети закрывают глаза и пытаются ощутить тепло, затем берутся за руки и передают тепло своих рук друг другу.
Шабалина Светлана Витальевна,
учитель-логопед,
МБДОУ № 139,
г. Иркутск