Работаю логопедом почти 10 лет. За это время повидала много ребятишек. Но все, без исключения, дети любят играть. Особенно захватывают моих воспитанников командные игры. Обязательные условия таких игр — сплотить ребят в команде, не потеряв при этом индивидуальность каждого, мотивация к победе, ну и, конечно, от педагогу нужно ухитриться подвести окончание «матча» к ничейному результату — чтобы не было обиженных. Дети так увлекаются ходом командной игры, что сосем не подозревают, что логопед преследует свои цели: автоматизацию, дифференциацию звуков, словообразование и т.д. и т.п. И все довольны! Желаю удачи в игре.
Конспект занятия по теме:
«Дифференциация звуков Л и Р».
(подгрупповое занятие для детей подготовительной группы)
Цель:
- дифференцировать звуки Л и Р.
Задачи:
- Уточнение артикуляционных и акустических позиций данных звуков.
- Различение звуков Л и Р в словах и предложениях.
- Определять место звука в слове.
- Закреплять звуковой анализ слова.
- Развивать мелкую моторику рук.
- Развивать связную речь.
- Развивать диалогическую речь.
- Развивать логику и мышление.
- Воспитывать самостоятельность.
- Воспитывать командные качества.
Оборудование:
- индивидуальные зеркала; массажные мячики; предметные картинки на звуки Л и Р; звуковые схемы; игры: «Болото», «Расшифруй слово»; предметные картинки для составления предложений.
Ход занятия
Этапы занятий |
Виды работы на этапе |
Деятельность педагога |
Деятельность воспитанников |
Какие задачи решались в ходе выполнения заданий |
1. Оргмомент. | Артикуляционная гимнастика | Педагог предлагает взять зеркала и проводит артикуляционную гимнастику | Дети выполняют артикуляционные упражнения | - уточнение артикуляционных поз данных звуков |
2. Обучающий | Сообщение темы занятия. | Педагог загадывает загадки и просит назвать первый звук в словах-отгадках:Стоит в поле кудряшка - Золотая рубашка, Сердечко золотое. Что это такое? Белые горошки На зеленой ножке. Педагог просит детей дать характеристику звукам Л и Р. Сообщает, что сегодня будем беседовать об этих звуках |
Дети называют: Ромашка — первый звук Р. Ландыш — первый звук — Л.Дети дают характеристику звукам: Л — согласный, звонкий, твердый и сонорный. Звук Р — согласный звонкий, твердый и сонорный. | - определять место звука в слове;- уточнение артикуляционных и акустических позиций данных звуков. |
Закрепление изученного ранее материала. | Педагог предлагает детям разбиться на две команды: «Ромашка» и «Ландыш». Для этого раздает воспитанникам предметные картинки и просит тех у кого в слове звук Р садиться за первый стол, а тем, у кого первый звук Л — за второй стол.Первый конкурс «Придумай слово».
Педагог предлагает игрокам команд по очереди называть слова со звуками Л и Р. Второй конкурс Игра «Болото» Педагог просит выбрать по одному участнику из команды и дает им задание: нужно провести мальчика Рому по «болоту», чтобы спасти щенка Ластика («наступать можно лишь на те картинки, в названии которых есть звук Л) |
Дети разбирают картинки и называя первый звук в словах, рассаживаются за столы.Дети называют слова с соответствующими звуками и получают жетоны за правильно названные слова.
Дети «проходят по «болоту», называя картинки и определяя место звука Л в словах. Получают жетоны за правильные ответы. |
- определять место звука в слове;- различение звуков Л и Р в словах;
- развивать диалогическую речь; - воспитывать самостоятельность; - воспитывать командные качества; - развивать логику и мышление |
|
Пальчиковая гимнастика с массажными мячиками | Логопед раздает детям массажные мячики и предлагает выполнить упражнение пальчиковой гимнастики | Ребята выполняют упражнение | - развивать мелкую моторику рук;- развивать связную речь | |
Закрепление изученного ранее материала. | Третий конкурс «Расшифруй слово»Педагог раздает каждой команде карточки с наклеенными картинками и предлагает расшифровать слово (определяя первый звук)
Четвертый конкурс «Составь звуковую схему» Логопед предлагает составить звуковые схемы «расшифрованных » в предыдущем конкурсе слов. Пятый конкурс «Придумай предложение» Педагог раздает детям предметные карточки и просит составить предложения. |
Воспитанники расшифровывают слова на полученных карточках (рак, лань). Получают жетоны за правильные ответы.Ребята составляют звуковые схемы слов. Получают жетоны за правильные ответы.
Дети придумывают и называют предложения по картинкам со словами на звуки Л и Р. Получают жетоны за правильные ответы |
- определять место звука в слове;- различение звуков Л и Р в словах;
- развивать диалогическую речь; - воспитывать самостоятельность; - воспитывать командные качества; - развивать логику и мышление |
|
3.Итог занятия | Оценка деятельности воспитанников | Логопед предлагает вспомнить какие звуки вспоминали сегодня, просит дать характеристику этим звукам.Педагог предлагает сосчитать жетоны каждой команды и выявить победителя.
Все участники получают сладкий приз — конфеты. |
Дети дают характеристику звукам Л и Р. |
Праведник Любовь Михайловна,
учитель-логопед,
МДОУ детский сад № 21
г.Ржева Тверской области