Конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная логопедическая группа).
Тема: «Дифференциация звуков Р-Л. Путешествие в сказку — Золушка».
Цели:
- Учить дифференцировать звуки р-л.
- Упражнять в образовании сложных (двукоренных) слов.
- Упражнять в составлении предложений – Деформированная фраза.
- Развитие связной речи.
- Развитие фонематического слуха, звукового анализа и синтеза.
Игровой материал:
- Картина «Золушка», Карточки со слогами, словами, предложениями; фишки;. Разрезная азбука; Предметные картинки; схемы предложений; Пособие « Пословица».
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Игра «Вежливость и грубость».
- Жили – были девочки. Одна была вежливая и ласковая, две другие – грубые. Логопед схематично рисует три лица: улыбающееся и два-недовольных. Сейчас вы по очереди будете называть свои имена, и мы с вами узнаем, как их произносили вежливая и грубые девочки.
Оля – Оленька – Олька, Галя-Галечка – Галька, Валя — Валечка-Валька, Толя — Толечка — Толька, Коля- Коленька- Колька, Уля-Улечка-Улька; ,Юля-Юленька- Юлька, Эля-Элечка-Элька,Поля-Полечка- Полька.
- Сегодня на занятии мы отправимся в путешествие. Куда мы отправимся – вы должны отгадать сами. Логопед прикрепляет на доску карточку с буквами: К З. И А С К. Под буквами написаны цифры: 2, 4, 6, 3, 1, 5.
Дети отгадывают слово: сказка.
- В этом путешествии нам встретятся вежливые и грубые герои. Отгадайте, какая сказка нас ждёт:
Так быстро от принца девица бежала,
Что туфельку даже она потеряла.
(Золушка).
- Скажите, кто такая Золушка? Почему её так называли?
2. Игра «Расскажем, какая была Золушка?» (образование сложных слов).
- У Золушки были голубые глаза-она голубоглазая, светлые волосы-она светловолосая, чёрные брови-она чернобровая, у неё белое лицо — она белолицая, добрая душа — она добродушная, доброе сердце-добросердечная. Она всегда любила мир, никогда не ссорилась — она миролюбивая, всегда трудилась-она трудолюбивая.
- Какую работу выполняла Золушка? Подскажите нужные слова. Золушка полы (мыла, подметала. Протирала, скоблила); печь(топила); обед (варила, готовила); бельё(стирала, полоскала, гладила); грядки (полола), посуду (мыла, чистила). Чем похожи эти слова? (они оканчиваются на слог – ла).
- С кем жила Золушка? (с мачехой и двумя сёстрами. Чем занимались сёстры Золушки?
3. Речедвигательный тренинг.
В зеркало глядятся (Дети делают большой воображаемый овал руками)
Золушкины сестрицы (небольшой поворот головы влево-вправо)
Они надели утром (круговые движения руками вокруг шеи до середины груди)
Бусы с перламутром. (Поглаживающие движения обеими руками на уровне «бус».)
- Давайте ещё раз произнесём слово: перламутр. На какой звук оканчивается это слово? (Р). Какой звук находится в середине слова? (Л).
- Сегодня на занятии мы будем различать звуки «Р-Л». Характеристика звуков.
4. Речевая разминка.
Ри-ли-ри-загорелись фонари.
Ло-ро-ло — в тёмной комнате светло.
Лы – ры-лы-моет Золушка полы.
5. Физпауза.
До вечерней поры (поднять руки, медленно опустить вниз)
Мыла Золушка полы.(наклониться вперед, раскачивающиеся движения обеими руками вперёд-назад)
А когда убралась (вытереть пот со лба).
Села, чаю напилась.(присесть на корточки и имитировать чаепитие).
6. Игра «Что около»?
На доске логопед размещает предметные картинки:
Ложка — вилка — тарелка-бокал-салатница.
Дети говорят: Около ложки-вилка, около вилки-ложка и тарелка, около тарелки-вилка и бокал; около бокала-тарелка и салатница, около салатницы-бокал.
7. Игра «Замени звук «Р» в слове на звук «Л».
Выкладывание слова из букв разрезной азбуки. Звукобуквенный анализ слов. Логопед раздаёт детям карточки со словами на звук «Р». Дети должны заменить звук на «Л» и выложить слово. Затем определить звуки.
Слова: Мир-мил, дар-дал, Игра-игла, стар-стал, жарко-жалко, рак-лак, рад-лад, рожки-ложки, пир-пил,рожь-ложь.
8. Составление слов из перепутанных слогов. Чтение слов.
Логопед раздаёт детям карточки и просит детей составить и прочитать волшебные слова. (ЦА-ВОЛ-НИ-ШЕБ-волшебница; КА-ПА-ЛОЧ-палочка; РЕ-ТА-КА-карета; КЕЙ-ЛА-лакей; ВА-РО-ЛЕ-КО-королева.)
9. Составление предложений.
Деформированная фраза.
Логопед раздаёт детям карточки со словами. Дети из данных слов составляют и читают предложения.
Составление схемы предложений.
(Волшебница послала Золушку в огород. Золушка сорвала большую тыкву. Волшебница превратила тыкву в карету. Мышей волшебница превратила в лошадей. Ящериц волшебница превратила в слуг. Платье Золушки волшебница превратила в белоснежный наряд. Золушка в карете уехала на бал. Золушка на балу танцевала с принцем.)
10. Отгадывание пословицы по первым звукам:
«Терпение и труд всё перетрут.»
Логопед прикрепляет на доску пособие, на котором наклеены предметные картинки.
11. Итог занятия.
- Откуда берётся добро и зло? Из человеческого сердца.
- Что сильнее добро или зло? Добро всегда сильнее.
- Запомните волшебные слова:
Доброта и красота-
Твоя лучшая черта.
Шабалина Светлана Витальевна,
учитель-логопед,
МБДОУ № 139, г. Иркутск