Перед Вами динамичное логопедическое фронтальное занятие с детьми старшей группы детского сада. Материал дополнен авторскими наработками, в общий текст упражнений включены письменные задания для детей.
Конспект фронтального занятия с детьми старшей группы детского сада на тему: «Домашние животные и их детеныши».
Цель:
- Закрепить названия домашних животных и их детенышей в лексико-грамматических конструкциях.
Задачи:
Коррекционные:
- словообразование путем сложения двух слов
- отработка приставочных глаголов
- научить выделять части тела животного
- отработка предлогов
- развитие мелкой моторики и зрительной координации
- учить подбирать однокоренные слова
Образовательные:
- отработка названий домашних животных и их детенышей
- отработка понятий «слово-признак», «слово-действие».
Воспитательные:
- Научить ребенка бережно относиться к животным.
Оборудование:
- макеты дома и игрушка кота, картинки с домашними животными и их жилищами: коровник, конюшня, свинарник, конура, овчарня, козлятник ( я использовала игру от изд-ва «Ребус:, «Не только кошкин дом»), приложенные иллюстрации для выполнения заданий.
Ход занятия:
I. Организационный момент:
- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас очень много разных интересных заданий, мы отправляемся в гости к хозяину фермы, значит кого мы увидим на ферме? Правильно! Домашних животных! Итак, начинам!
II. Основная часть занятия.
1. Посмотри на картинку и отгадай загадки.
- Для начала надо нам угадать, какие животные там живут. Когда угадаете, соединяйте маму и ее детеныша.
- Иго-го, — заржал ребёнок.
Значит, это… (жеребёнок).
- Му-у, — мычит в хлеву ребёнок.
Это маленький… (телёнок).
Чей-то маленький сынок
Вдруг залаял:
- Я … (щенок). Гав, гав!
- Хрю, — захрюкали ребята.
Значит, это… (поросята).
- Ме-е, — заблеял вдруг ребёнок.
Это маленький… (козлёнок).
- Мяу, -замяукали ребятки -
Узнаете? Мы — … (котятки).
- Бе — е, — заблеял вдруг ребёнок.
Это маленький… (ягнёнок).
2. Игра «Соедини в одно слово»
Логопед:
- Посмотри, у жеребенка ноги какие?
Дети:
- Длинные.
Логопед:
- Давайте превратим «длинные ноги» в одно «слово-признак»? Жеребенок какой тогда будет?
Дети:
- Длинноногий.
Далее:
Лошадь: длиннохвостая, бело-/ черногривая, белогрудая и т.д.
Физминутка.
Логопед: Теперь мы очутились на сказочной поляне и посмотрим, как домашние животные передвигаемся. Подвигаемся вместе с ними!
- За мамой коровой плёлся телёнок.
- За мамой козой прыгал козлёнок.
- За мамой овечкой бегал ягнёнок.
- За мамой кошкой крался котёнок.
- За мамой лошадкой скакал жеребёнок.
Логопед:
- Какие слова-действия ты запомнил? Что делал теленок?
Дети:
- Плелся. И т.д.
3. Игра “Покажи наоборот”.
Задача ребенка не только подобрать слово-антоним, но и показать жестами, мимикой, выделить интонацией.
- Корова большая, а телёнок маленький.
- Баран грустный, а ягнёнок весёлый.
- Пёс храбрый, а щенок трусливый.
- У козы длинные рога, а у козлёнка короткие.
- Козёл сильный, а козлёнок слабый.
- Кот ленивый, а котенок игривый/ шустрый/ подвижный.
4. Вспомни и назови домики, которые люди строят для своих питомцев:
Логопед:
- Ребята, давайте вспомним, какие жилища строит человек домашним животным?
- Для коров…
- Для свиней…
- Для лошадей…
- Для овец…
- Для собак…
- Для коз…
5. «Что сделал кот?»
Игра на отработку приставочных глаголов, предлогов.
Макет дома и кота.
Логопед:
- Ребята, а кот где живет?
Дети:
- В доме!
Логопед:
- Сейчас мы понаблюдаем за жизнью Кота, а ваша задача называть «слова-действия», которые будут родственниками слову «бежать». «Маленькие словечки» нам будут помогать, слушай внимательно!
- Жил-был в доме Кот.
- Кот очень любил по дому …(бегать).
- Однажды дверь открылась, и кот из дома…(убежал).
- Рядом с домом была тропинка, и Кот через дорогу …(перебежал).
- Хозяин вышел из дому и позвал Кота. Кот к хозяину …(прибежал/подбежал).
- А так как дверь дома была открыта, Кот обратно с улицы в дом …( вбежал/забежал).
- Вот какая история про Кота, который очень любил бегать. Поэтому хозяин и назвал его — Бегун.
6. Игра «обведи свинью».
Отработка приставочных глаголов, частей тела животного.
Логопед:
- А сейчас все возьмите карандаши и внимательно выполняйте инструкцию, слушайте, что я буду говорить. Победит самый внимательный! Карандаш от бумаги отрывать нельзя!
- Ставим карандаши на пятачок!
- Проводим линию по голове по ушей.
- Обводим уши.
- Проводим по туловищу до хвоста.
- Обводим хвост.
- Проводим карандашом до ног.
- Проводим по ноге до копыта.
- Обводим по конца копыто и вторую ногу( с копытом).
- Доводим карандаш до следующей пары ног. Обводим их.
- Доводим линию до первой точки на пятачке.
- Теперь отрываем карандаш и рисуем глаз.
Молодцы!
III. Итог занятия:
- Вы сегодня замечательно занимались! Старались и выполнили все задания! В следующий раз отправимся в новое путешествие!
Использованные источники:
- Лычагина О. В. Тетрадь для домашнего закрепления пройденных лексических тем.- Астрахань, 2009 .-68 с.
- Смагина Н.Ф. Конспект совместно-организованной деятельности с детьми 5-6 лет с ФФН “В гостях у кота Матроскина».
![]() |
Тычинская Анастасия Юрьевна, студентка МПГУ 3 курса, логопед, г. Москва |