Аннотация: Конспект занятия предлагаю логопедам, работающим на логопунктах ДОУ. На занятии проводится автоматизация звука [р] на материале лексической темы «Транспорт» у детей с ФФНР.
Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука [p].
Тема: Автоматизация звука [p] на материале лексической темы «Транспорт»
Цели:
- автоматизировать произношение звука [p] в слогах, словах, в предложениях;
- развивать артикуляционный праксис и мелкую моторику пальцев рук;
- формировать фонематический слух и восприятие;
- закреплять сочетание речи и движения, темпа и ритма речи;
- упражнять в употреблении существительных в дательном падеже;
- учить составлять сложносочиненные предложения с союзом а;
- развивать межполушарное взаимодействие;
- расширять словарь на материале лексической темы «Транспорт»;
- развивать память, логическое мышление;
- воспитывать желание правильно говорить.
Ход занятия:
I. Оргмомент.
II. Кинезиологическая гимнастика.
(комплекс упражнений, развивающих межполушарное взаимодействие).
- Чтобы выполнить все задания на занятии, нам надо как следует подготовиться. Давайте сделаем гимнастику для головы.
- Сначала натянем «умную шапку». (Указательным и большим пальцами оттянуть мочки ушей вниз и имитировать завязывание узелка под подбородком.)
- Теперь позеваем. (Открывать широко рот и нажимать указательными пальцами на середину щек.)
- Покажем «умную сову». (Правую руку положить на левое плечо и слегка надавить, медленно повернуть голову влево назад, затем вправо назад, поменять руку и повторить движение головы).
Совушка — сова, большая голова.
На суку сидит, на всех глядит.
(Повторить 3-4-раза.)
III. Артикуляционная гимнастика.
- для губ – гласные;
- для языка: «лопаточка», «чашечка», «вкусное варенье», «барабанщик», «лошадка», «грибок», «заведи мотор».
IV. Уточнение артикуляции звука [p].
Найти модель артикуляционного уклада звука.
V. Связь звука и буквы.
Найти буквы [p].
VI. Автоматизация звука [p] в слогах.
Прочитать слоги на магнитной доске (обратные и прямые).
VII. Развитие фонематического слуха:
- игра «Поймай звук» -выделение звука [p] из звукового ряда, из слогов , из слов корабль, машина, автобус, пароход, самолет, паровоз, метро, мотоцикл.
- определение места звука в слове шофер, мотор, руль, экскаватор, рука, ракета, корабль.
VШ. Пальчиковая гимнастика.
Будем пальчики сгибать –
Будем транспорт называть:
Автомобиль и вертолет,
Трамвай, метро и самолет.
Пять пальцев мы в кулак зажали,
Пять видов транспорта назвали.
Сообщение темы: Сегодня поговорим о транспорте и поупражняемся в правильном произношении звука [p].
IX. Автоматизация в словах.
- Будем называть только тот транспорт, в названии которого есть звук [p]. В В этом нам помогут картинки: грузовик, ракета, трактор, экскаватор, трамвай, троллейбус, метро, паровоз, пароход, корабль, вертолет.
X. Автоматизация звука [p] в предложениях.
1) Составление предложений с союзом «а».
- «Предложение договори и его ты повтори»:
Корабль плывет, а грузовик… (едет).
Трамвай едет, а ракета… (летит).
Троллейбус едет, а пароход… (плывет).
Ракета летит, а паровоз… (едет).
2) Упражнение в употреблении существительных в дательном падеже.
- «Кто чем управляет?»
- Грузовиком управляет… (шофер).
- Ракетой управляет…(космонавт).
- Трактором управляет… (тракторист).
- Трамваем управляет … (водитель).
- Троллейбусом управляет … (водитель).
- Кораблем управляет … (капитан).
XI. Автоматизация звука [p] в стихотворении.
Координация речи с движением.
- Сейчас мы с вами станем шоферами. Послушайте стихотворение:
Заводил шофер мотор –
Нажимал он на стартер.
Нажимал он , нажимал,
Грузовик и побежал.
- Какие слова со звуком [p] запомнили?
- Рассказывайте стихотворение вместе со мной, показывайте движения.
- Это стихотворение я запишу вам в тетрадки и вы поучите его с мамой.
XII. Ориентировка в пространстве.
- Скажите, где ездят машины?
- А где ходят пешеходы?
- Как нужно переходить через дорогу?
- По какой стороне улицы надо двигаться?
- Как ездят машины, чтобы не столкнуться друг с другом?
- Покажите правую, левую руки. На картинке нарисуйте красные кружки возле машин, которые едут вправо, а зеленые кружки возле машин, которые едут влево. (Дети выполняют работу коллективно.)
XIII. Развитие логического мышления.
- «Что лишнее?»
- Самолет, вертолет, орел, ракета.
- Трамвай, троллейбус, велосипед, автобус.
- Лодка, корабль, трактор, пароход.
XIV. Домашнее задание.
- Выучить стихотворение, нарисовать по клеточкам грузовик.
![]() |
Мармалюк Вера Геннадьевна, учитель- логопед МБДОУ № 30, поселок Буланаш, Артемовский район, Свердловская область |