План-конспект индивидуального логопедического занятия с применением песочной терапии.
Тема мероприятия: Автоматизация звука «Ж», «Путешествие жука в Песочную страну» — индивидуальное логопедическое занятие с применением песочной терапии.
Цели:
Коррекционно-образовательные:
- закрепить правильное звукопроизношение звука Ж в словах, предложении;
- Закрепить умение выполнять артикуляционные упражнения в полном объеме;
- Умение давать характеристику акустико-артикуляционную характеристику звука;
- Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза;
- Учить составлять развернутое предложение по опорным словам;
Коррекционно-развивающие:
- развивать фонематическое восприятие на основе повторения слоговых рядов, чистоговорок;
- Развивать тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук;
- Развивать силу голоса и интонационную выразительность речи.
Воспитательные:
- воспитывать самоконтроль за собственной речью, инициативность.
Оборудование:
- Схема артикуляционного уклада, картинный материал, ПК, презентация, мультимедийная установка, центр «Песочная страна» (разноцветный кинестетический песок), зеркало, киндер игрушки в названии, которых слышится звук Ж, формы для песка, опорные схемы для составления предложения.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Приветствие, введение в тему занятия.
Ритуал «входа» в Песочную страну:
Звучит музыка.
Логопед: Чтобы попасть в Песочную страну, надо закрыть глаза и произнесите за мной заклинание:
Песочная фея нам помоги,
В страну волшебную перенеси,
В ладоши мы хлопнем
Раз, два и три,
Сердце свое для добра распахни!
А еще желательно
Делать все внимательно!
Логопед снимает ткань с песочницы.
Л: В песочной стране кто-то живет, хочешь узнать кто? Угадай загадку, и узнаешь, кто живет в Песочной стране.
Загадка:
Не жужжу, когда сижу.
Не жужжу, когда хожу.
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь.
Кто же это?
Логопед: Правильно, молодец! А вот и наш новый друг Жук. Сегодня мы будем с ним играть и помогать ему справляться с разными препятствиями, учиться правильно произносить звук Ж. Назови, кого мы можем встретить на полянке, каких насекомых. Посмотри сколько, названных насекомых прилетело на полянку.
2. Уточнение артикуляционного образа звука [ж].
Презентация. Артикуляционная гимнастика «Жук».
Л: Давайте вспомним, как жужжит наш язычок, когда произносит звук [ж]. Посмотрите на экран (нашу схему). Что делают наши губы и зубы?
Д: Наши губки и зубки разомкнуты и округлены, зубы разомкнуты.
Л: А что делает язычок?
Д: Кончик широкого язычка приближен к передней части «потолочка», боковые края языка подняты и прижаты к коренным зубкам, а серединка язычка опущена.
Л: Какой звук Ж?
Д: Согласный. Горлышко поет, дрожит! Это звонкий звук Ж.
Л: Правильно. Молодец. Жук жужжит — губы «рупором», язык во рту «чашечкой», бо-ковые края языка плотно прилегают к верхним коренным зубам, воздух выдыхается равномерно посредине языка, звук Ж произносится с включением голоса. На ладони, поднесенной ко рту, ощущается теплая струя воздуха. Звук согласный, твердый, звонкий. 2. Упражнение на дыхание «Что под песком?» (заранее в песке спрятаны маленькие игрушки со звуком ж)
Л: Посмотри, что это там… О, да здесь целый бархан из песка. Давай посмотрим, кто там прячется, но для этого тебе понадобится волшебная трубочка. Л: Возьми волшебную трубочку и дуй в песок. Набирай воздух через нос, не поднимая плеч, надуй живот «шариком». Выдыхай медленно и плавно. Старайся дуть так, чтобы воздушная струя была долгой (ребенок находит фигурки со звуком Ж).
3. Развитие фонематического восприятия звука [Ж] в словах.
В слове «жук» какой первый звук?
Л: Жук очень любит играть. Давай поиграем в игру «Поймай звук». Я буду произносить слова, а ты хлопни в ладоши, если услышишь звук [ж], будь внимательным. (Слова: медвежонок, ручка, желудь, снежок, сок, коржики, мячик, жираф, пирамидка, жевательная резинка, книга, жар-птица, журнал, жаба).
Л: Посмотри, впереди болотце, чтобы через него перебраться, надо прыгать с кочки на кочку повторяя слоги. Помоги Жучку пройти болото.
ЖО-ЖУ-ЖИ-ЖЕ ЖА-ЖУ-ЖЕ-ЖИ ЖА-ЖО-ЖИ-ЖЕ ЖА-ЖО-ЖИ-ЖУ ЖА-ЖО-ЖУ-ЖЕ
Закончи словом. ЖА-ЖА-ЖА –ЖАБА, ЖУ-ЖУ-ЖУ- ….., ЖЫ-ЖЫ-ЖЫ-…,УЖ-УЖ-УЖ- ….
- Молодец, вот и перебрались через болото. И дошли до домика Жабы.
4. Физ. минутка.
Развитие общей моторики. Автоматизация звука [ж] в словах.
Л: Повторим стихотворение и выполним движения.
Жа-жа-жа, жуки жужжат,
(взмах крыла- руки в стороны)
Дождик в небе сторожат,
(поворот головы вправо и влево)
Чтобы солнце жарко грело
(поднимаем ручки вверху)
Не сбежало, не присело,
(топаем ножками и приседаем)
Дружно в небе покружились,
(кружатся вокруг себя)
На лужайку приземлились
(сели на пол)
Отдохнули, полежали
И работать продолжаем.
Л: Молодец! Давай вспомним, что же делал жук?
Д: Кружится, сторожит дождик, лежит, жужжит.
Л: Хорошо! Молодец!
5. Развитие звукового-слогового анализа и синтеза.
Л: Полетел наш жук дальше и увидел… что?
Л: Соревнования по прыжкам. Кто дальше прыгнет. (маленькими фигурками со звуком Ж)
Рисовать круги на песке, проговаривая слова со звуком Ж по слогам. У кого самое длинное слово, у кого короткое. (Жи-раф, уж, же-лез-ный, жел-тый, жи-ли-ще).
Посели друзей Жука в домики. (на песке нарисованы домики с окошечками. Одно окно – 1 слог в слове, 2 окна -2 слога в слове и т.д.)
6. Развитие лексико-грамматических категорий.
Согласование имен существительных с именами прилагательными.
Л: После веселой прогулки жук полетел в магазин. Он очень любит желтый цвет. Посмотрите сколько разных вещей желтого цвета он накупил. (Просматриваем слайд) Что же это?
Желтая кукуруза.
Л: Что же еще?
Желтое ожерелье, желтую кружку, желтый жилет.
Л: Умница! А Ты любишь желтый цвет?
7. Автоматизация звука [ж] в предложении.
Л: Путешествовал наш Жучок и встретил почтальона Жирафа. Жираф отдал жуку письмо.
Жучок! Как жужжишь?
Приезжай: дам пирожок!
Уже тебя жду! Желаю лететь осторожно!
Д: (передают по одному слову)
Л: Ну вот жук все и узнал и побежал собирать чемоданчик, ведь жучок так давно не ел маминого пирога с черничным вареньем. Продолжи предложения. Слайд.
8. Итог занятия.
Л: Жук благодарит Вас за помощь, он очень рад, что у него появились такие друзья. Давайте вспомним, с кем мы сегодня познакомились. Как жужжал наш друг? Что делали?
Д: Мы встретили жука, жабу, жирафа. Помогали жуку. Ходили в магазин, читали письмо-телеграмму…
Л: Молодцы, ребята! Вы сегодня очень хорошо потрудились и поиграли. Нам пора прощаться! До свидания, ребята! В следующий раз мы будем встречаться с другими интересными героями, я буду Вас ждать!
Д: До свидания! До встречи!
Гринько Г.А.,
учитель-логопед