Аннотация: Конспект урока по развитию речи на тему: «Птицы зимой» в подготовительном классе школы V вида.
Цели урока:
Предметные:
- Формировать умение самостоятельно добывать знания.
- Обобщить накопленные жизненные наблюдения детей о зимующих птицах.
- Расширить и закрепить знания детей о зимующих птицах.
Метапредметные:
- Формировать умение ставить и решать учебные задачи исходя из темы урока.
- Продолжить работу над формированием общеучебных коммуникативных умений (слушать учителя, друг друга).
Личностные:
- Продолжить воспитание положительного и бережного отношения к живой природе на примере помощи птицам в зимнее время.
Коррекционно-образовательные:
- Закреплять и уточнять название зимующих птиц.
- Расширять лексический запас по данной теме.
- Закрепить умение образовывать именительный падеж множественного числа существительных ,
- Упражнять детей в изменении существительных по падежам (Р.п., Т.п) и числам;
- Активизировать в словаре детей сложные прилагательные.
- согласовывать имена числительные с именем существительным .
- Совершенствовать умение образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
- Упражнять в подборе прилагательных к имени существительному, согласовывая их в роде, числе.
- Расширять глагольный словарь за счёт глаголов, обозначающих способы передвижения и звукоподражания.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать логическое мышление детей, умение устанавливать причинно-следственные связи.
- Развивать мелкую моторику и координацию речи с движением.
- Совершенствовать сенсорные способности детей: учить вслушиваться в голоса птиц, узнавать их по оперению.
- Развивать воображение, любознательность.
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к птицам, проявлять заботу о них.
Оборудование:
Демонстрационный:
- аудиозапись птичьих голосов, ПК, иллюстрации с зимующими птицами, плакат с изображением зимующих птиц, семена ясеня, дыни, арбуза, сало, пшено, хлебные крошки, семечки подсолнуха, еловые шишки, мяч; Текст логической задачи «Кто обедал в зимней столовой?»
Раздаточный:
- карточки с изображением зимующих птиц (для счёта).
Использование современных педагогических технологий:
- здоровьесберегающая технология
- технология сотрудничества (реализация партнёрства в отношениях педагога и ребёнка);
- технология личностно — ориентированного взаимодействия (ориентация на индивидуальные психологические и речевые особенности ребёнка);
- полисенсорная технология (воздействие на различные анализаторы ребёнка: слуховой, зрительный, тактильный);
- технология моделирования
- технология игры
- мультимедийные технологии (презентация «MicrosoftPowerPoint») для активизации внимания и развития активности детей в процессе совместной деятельности, способствующие более эффективному усвоению знаний.
План урока
1. Организационный момент.
- Сядет тот, кто правильно ответит на вопрос:
- Какое время года идет?
- Какой месяц?
- Какой день недели сегодня?
- Какой был вчера?
- Какой будет завтра?
2. Введение в тему урока.
- Послушайте запись. (учитель включает аудиозапись «Звуки зимы»)
- Скажите, что вы услышали? (Д: метель, хруст снега, завывание ветра)
- Какое это время года?
- Какие признаки зимы вы знаете?
Стук в дверь, воспитатель сообщает, что в о класс прислали письмо.
- Что написано в письме, кто из вас может прочитать? (Соня)
Ждем в гости.
- А как вы думаете, кто нам прислал это письмо? (птички)
- Как вы догадались? (Следы птиц)
- На чем эти следы? (на снегу)
- А разве не все птички улетели в теплые края?
- Кто из вас догадался о ком мы будем говорить на уроке? (о зимующих птицах)
3. Работа по теме урока.
- Согласны ли вы пойти к птичкам в гости?
- А кто знает, где мы можем увидеть птиц зимой? (влесу, в парке, у дома)
- Молодцы. А теперь все вместе скажем волшебные слова:
- Обернись, покрутись, в зимнем лесу окажись.
- Открываем глазки.
На экране монитора фото детей в парке зимой.
- Где же мы оказались?
Раз, два, три, четыре, пять
Где же птичек нам искать?
Может слева под бревном?
Может справа под кустом?
На экране монитора видео «Птицы зимой».
Загадки.
- Мы с вами увидели разных птиц и послушали о них рассказ. Кто каких птиц из вас запомнил?
Дети: голуби, ворона, снегирь, синица (выставляются картинки птиц).
- Но не все птички нам показались, некоторых мы не увидели, Мы можем их увидеть, если отгадаем загадки. Я вам сейчас буду загадывать загадки, а вы их отгадайте.
Логопед загадывает детям загадки. По мере называния птиц логопед выставляет на доску соответствующую картинку.
Не поет она — стрекочет,
Обратить вниманье хочет.
Меньше, чем вороны рост,
Очень длинный черный хвост,
В черном вся, но белобока,
Это модница -… .( сорока)
Любит прыгать и летать,
Хлеб и зёрнышки клевать,
Вместо «Здравствуйте» привык
Говорить всем «Чик-Чирик».(Воробей.)
Я по дереву стучу,
Червячка достать хочу,
Хоть и скрылся под корой,
Все равно он будет мой. (Дятел)
Игра «Повтори за дятлом».
Логопед отстукивает ритмический рисунок, дети повторяют.
3. Беседа о зимующих птицах.
- Назовите одним словом.
- Какие это птицы? Дети: Зимующие.
Игра с мячом «Один – много».
- Что есть общего у всех птиц?
Дети: голова, туловище, крылья, перья, клюв, лапы, хвост.
- Я называю одну птицу или один предмет, а вы мне называете много таких же птиц или предметов.
- Ворона — (вороны)
- Голубь — (голуби)
- Галка — (галки)
- Перо — (перья)
- воробей –(воробьи)
- сорока – (сороки)
- крыло — (крылья)
- Чем птицы отличаются?
Дети: размером.
Выставляю плакат «Зимующие птицы».
- Ребята, птицы бывают разного размера – большие и маленькие.
- Назовите больших птиц.
- Назовите маленьких птиц.
- Сейчас я буду называть части тела большой птицы, а вы части тела маленькой птички.
Игра «Назови ласково».
- Голова — … (головка)
- Клюв – … (клювик)
- Лапы — … (лапки)
- Хвост — …(хвостик).
- Шея — … (шейка).
- Перья — … (пёрышки)
- Ребята, как вы думаете, все ли птицы одинаково поют? (Нет)
- Совершенно верно. У всех птиц разные голоса. По голосу можно отличить одну птицу от другой.
Игра «Угадай чей голос».
Учитель включает аудиозапись голосов птиц, а дети отгадывают, чей это голос
Игра «Кто как голос подаёт?»
- Ворона (что делает?) — … каркает.
- Сорока (что делает?) — … стрекочет.
- Воробей (что делает?) — … чирикает.
- Голубь (что делает?) — … воркует.
- Снегирь (что делает?) — … свистит.
- Молодцы, ребята! Птицы отличаются тем, что они по-разному подают голос. А чем они ещё отличаются?
Дети: птицы отличаются окраской перьев, строением тела.
- Действительно, ребята, у каждой птицы есть своя отличительная черта.
Игра «Скажи одним словом».
- У сороки белые бока, поэтому её называют … белобокая.
- У синицы грудка желтая, поэтому её называют … желтогрудая.
- У вороны черные крылья, поэтому её называют … чернокрылая.
- У снегиря грудка красная, поэтому его называют … красногрудый.
- У сороки длинный хвост, поэтому её называют … длиннохвостая.
- У дятла длинный клюв, поэтому его называют … длинноклювый.
Беседа о жизни птиц зимой.
- Как живется птицам зимой? (голодно птицам, насекомые в зимней спячке, плоды, ягоды, семена трав под снегом. Мало корма находят птицы зимой. С утра до вечера ищут себе крохи пропитания. Пуховые, теплые перья защищают от холода, но не от голода.)
- В суровые зимы из 10 синиц выживает одна , 9 синиц погибают.
- Вам их жалко?
– Давайте сегодня подумаем о том, как помочь птицам пережить трудное зимнее время.
- А хватает ли птицами пищи зимой? Дети: Нет, не хватает.
- Почему не хватает?
Дети: Земля покрыта снегом, птицам не удается достать пищу из-под снега.
- А чем мы можем помочь птицам?
Дети: Мы можем их подкармливать.
- Что для этого нужно сделать?
Дети: Кормушку.
Упражнение «Кормушка».
Логопед предлагает детям прослушать стихотворение З.Александровой «Новая столовая».
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
А вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краев –
Стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей,
А в субботу на пирог
Налетели семь сорок.
- Ребята скажите, каки ептицы прилетели к кормушке? Назовите птиц со словом много.
На кормушке много сорок.
На кормушке много дятлов.
На кормушке много синиц.
На кормушке много ворон.
На кормушке много снегирей.
Динамическая пауза.
- Подумайте какой птичкой вы будите?
Дети выполняют движения по тексту:
Птицы крыльями махали – все летали и летали,
Птицы в воздухе кружились,
На дорогу опустились,
По дорожке поскакали,
Крошки, зернышки клевали.
- Какой птичкой был Рома? Я был вороной.
«Упражнение «Сосчитай!»
(согласование числительного с существительным)
- Давайте посчитаем птичек. Сколько их у нас. Покажите воробья. Считаем:
- 1 воробей, голубь, дятел, синица, снегирь, ворона
- 2 воробья
- 3 воробья
- 4 воробья
- 5 воробьев
- 6 воробьев
Дидактическая игра «Какой птички не стало?» (усвоение категории родительного падежа единственного числа)
Логопед: Убирает одну картинку.
Дети: Не стало сороки.
Не стало вороны и т. д.
Дидактическая игра «Скажи наоборот»
(усвоение подбора слов-антонимов)
Воробей маленький, а ворона большая.
У синицы хвост короткий, а у сороки длинный.
Голубь тяжёлый, а воробей легкий.
У синицы клюв тонкий, а у вороны толстый.
Работа по тетради Н.Э. Теремковой стр. 27 «Зимующие птицы».
Упражнение «Сосчитай».
- Сколько на картинке ворон?
- Сколько дятлов?
- Сколько синиц?
- Сколько сорок?
- Сколько голубей?
- Сколько воробьев?
Упражнение «Рассмотри и назови».
- Кто на ветке дерева? (На ветке снегири.)
- Кто на кормушке?
- Кто на стволе дерева?
- Кто под кормушкой?
- Кто летит к кормушке?
- Кто рядом с деревом?
Задание «Узнай птичку и раскрась».
Детям раздаются разрезные картинки разных птиц. Они составляют птичку .
Задание «Описание птицы по плану».
Составление описательных рассказов о зимующих птицах.
Логопед предлагает детям рассмотреть картинно-графический план и составить загадку — описание птицы по плану.
- Ну что , ребята, пора возвращаться в класс. Скажем волшебные слова:
- Повернись, покружись, снова в классе окажись.
- Ребята, наше занятие подходит к концу, надо подвести итоги.
- Понравился урок?
- Что особенно понравилось?
- А зачем мы это изучаем?
- Ребята, я знаю, что вы с родителями приготовили подарки для наших друзей.
- Что это? (Кормушки)
- Я думаю, что теперь у каждого из вас, ребята, около дома, у окна будет висеть своя кормушка. Птицы быстро привыкают к такой столовой и станут частыми гостями в ней. А вы сможете наблюдать за ними, делать рисунки и записывать, что удалось заметить. Конечно, птицы не умеют разговаривать. Но они обязательно отблагодарят вас и красивой весенней песней (включается фонограмма записи голосов птиц) и богатым урожаем, спасённым птицами, от вредителей вашего огорода (достаётся корзина с овощами и фруктами) Но самое главное, как я считаю, вы станете добрее и бережнее будете относиться ко всему живому.
- Если вы уходите с урока в хорошем настроении, если после нашего урока у вас появилось желание заботится о птицах, подойдите к моему столу, возьмите корм и угостите ту птичку , которая вам больше нравится, тем кормом, который она любит.
– Я угощу синиц семечками.
– Я накормлю голубя хлебными крошками.
– Я дам воробью зёрен.
– Я накормлю дятла семенами шишек.
- Я угощу снегиря ягодами рябины.
Закончу я урок стихотворением.
Бывают птицы разными:
Одни боятся вьюг
И улетают на зиму
На добрый, тёплый юг.
Другие — те народ иной:
В мороз над лесом кружат.
Для них разлука с родиной
Страшнее лютой стужи.
К их перышкам взъерошенным
Не пристают снежинки,
Они и под порошами
Резвятся для разминки.
Но если долго снег идёт
И долго длимся вьюга,
Тогда, друзья, приходится
Пичугам нашим туго.
Сугробами засыпаны
Бугры, дворы, дорожки.
Не могут пташки отыскать
Ни зёрнышка, ни крошки.
И вот летают всё слабей
Ворона, галка, воробей.
Скорей на помощь, дети!
Вот в этот самый трудный час
Спасенье птицы ждут от нас.
Кормите их! Согрейте!
Повесьте домик на суку!
Рассыпьте крошки на снегу,
А то и манной кашки…
И оживут бедняжки!
По небу весело скользя,
Взлетят пернатые друзья
И пропоют, чирикая:
«Спасибо вам великое!».
Куксова Н.В.,
учитель начальных классов, логопед