Конспект урока по развитию речи «Птицы зимой» (подготовительный класс)

Тема Зимующие птицыАннотация: Конспект урока по развитию речи на тему: «Птицы зимой» в подготовительном классе школы V вида.

Цели урока:

Предметные:

  1. Формировать умение самостоятельно добывать знания.
  2. Обобщить накопленные жизненные наблюдения детей о зимующих птицах.
  3. Расширить и закрепить знания детей о зимующих птицах.

Метапредметные:

  1. Формировать умение ставить и решать учебные задачи исходя из темы урока.
  2. Продолжить работу над формированием общеучебных коммуникативных умений (слушать учителя, друг друга).

Личностные:

  • Продолжить воспитание положительного и бережного отношения к живой природе на примере помощи птицам в зимнее время.

Коррекционно-образовательные:

  1. Закреплять и уточнять название зимующих птиц.
  2. Расширять лексический запас по данной теме.
  3. Закрепить умение образовывать именительный падеж множественного числа существительных ,
  4. Упражнять детей в изменении существительных по падежам (Р.п., Т.п) и числам;
  5. Активизировать в словаре детей сложные прилагательные.
  6. согласовывать имена числительные с именем существительным .
  7. Совершенствовать умение образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
  8.  Упражнять в подборе прилагательных к имени существительному, согласовывая их в роде, числе.
  9. Расширять глагольный словарь за счёт глаголов, обозначающих способы передвижения и звукоподражания.

Коррекционно-развивающие:

  1. Развивать логическое мышление детей, умение устанавливать причинно-следственные связи.
  2. Развивать мелкую моторику и координацию речи с движением.
  3. Совершенствовать сенсорные способности детей: учить вслушиваться в голоса птиц, узнавать их по оперению.
  4. Развивать воображение, любознательность.

Коррекционно-воспитательные:

  1. Воспитывать бережное отношение к птицам, проявлять заботу о них.

Оборудование:

Демонстрационный:

  • аудиозапись птичьих голосов, ПК, иллюстрации с зимующими птицами, плакат с изображением зимующих птиц, семена ясеня, дыни, арбуза, сало, пшено, хлебные крошки, семечки подсолнуха, еловые шишки, мяч; Текст логической задачи «Кто обедал в зимней столовой?»

Раздаточный:

  • карточки с изображением зимующих птиц (для счёта).

Использование современных педагогических технологий:

  • здоровьесберегающая технология
  • технология сотрудничества (реализация партнёрства в отношениях педагога и ребёнка);
  • технология личностно — ориентированного взаимодействия (ориентация на индивидуальные психологические и речевые особенности ребёнка);
  • полисенсорная технология (воздействие на различные анализаторы ребёнка: слуховой, зрительный, тактильный);
  • технология моделирования
  • технология игры
  • мультимедийные технологии (презентация «MicrosoftPowerPoint») для активизации внимания и развития активности детей в процессе совместной деятельности, способствующие более эффективному усвоению знаний.

План урока

1. Организационный момент.

- Сядет тот, кто правильно ответит на вопрос:

- Какое время года идет?

- Какой месяц?

- Какой день недели сегодня?

- Какой был вчера?

- Какой будет завтра?

2. Введение в тему урока.

- Послушайте запись. (учитель включает аудиозапись «Звуки зимы»)

- Скажите, что вы услышали? (Д: метель, хруст снега, завывание ветра)

- Какое это время года?

- Какие признаки зимы вы знаете?

Стук в дверь, воспитатель сообщает, что в о класс прислали письмо.

- Что написано в письме, кто из вас может прочитать? (Соня)

Ждем в гости.

- А как вы думаете, кто нам прислал это письмо? (птички)

- Как вы догадались? (Следы птиц)

- На чем эти следы? (на снегу)

- А разве не все птички улетели в теплые края?

- Кто из вас догадался о ком мы будем говорить на уроке? (о зимующих птицах)

3. Работа по теме урока.

- Согласны ли вы пойти к птичкам в гости?

- А кто знает, где мы можем увидеть птиц зимой? (влесу, в парке, у дома)

- Молодцы. А теперь все вместе скажем волшебные слова:

- Обернись, покрутись, в зимнем лесу окажись.

- Открываем глазки.

На экране монитора фото детей в парке зимой.

- Где же мы оказались?

Раз, два, три, четыре, пять
Где же птичек нам искать?
Может слева под бревном?
Может справа под кустом?

На экране монитора видео «Птицы зимой».

Загадки.

- Мы с вами увидели разных птиц и послушали о них рассказ. Кто каких птиц из вас запомнил?

Дети: голуби, ворона, снегирь, синица (выставляются картинки птиц).

- Но не все птички нам показались, некоторых мы не увидели, Мы можем их увидеть, если отгадаем загадки. Я вам сейчас буду загадывать загадки, а вы их отгадайте.

Логопед загадывает детям загадки. По мере называния птиц логопед выставляет на доску соответствующую картинку.

Не поет она — стрекочет,
Обратить вниманье хочет.
Меньше, чем вороны рост,
Очень длинный черный хвост,
В черном вся, но белобока,
Это модница -… .( сорока)

Любит прыгать и летать,
Хлеб и зёрнышки клевать,
Вместо «Здравствуйте» привык
Говорить всем «Чик-Чирик».(Воробей.)

Я по дереву стучу,
Червячка достать хочу,
Хоть и скрылся под корой,
Все равно он будет мой. (Дятел)

Игра «Повтори за дятлом».

Логопед отстукивает ритмический рисунок, дети повторяют.

3. Беседа о зимующих птицах.

- Назовите одним словом.

- Какие это птицы? Дети: Зимующие.

Игра с мячом «Один – много».

- Что есть общего у всех птиц?

Дети: голова, туловище, крылья, перья, клюв, лапы, хвост.

- Я называю одну птицу или один предмет, а вы мне называете много таких же птиц или предметов.

  • Ворона — (вороны)
  • Голубь — (голуби)
  • Галка — (галки)
  • Перо — (перья)
  • воробей –(воробьи)
  • сорока – (сороки)
  • крыло — (крылья)

- Чем птицы отличаются?

Дети: размером.

Выставляю плакат «Зимующие птицы».

- Ребята, птицы бывают разного размера – большие и маленькие.

- Назовите больших птиц.

- Назовите маленьких птиц.

- Сейчас я буду называть части тела большой птицы, а вы части тела маленькой птички.

Игра «Назови ласково».

  • Голова — … (головка)
  • Клюв – … (клювик)
  • Лапы — … (лапки)
  • Хвост — …(хвостик).
  • Шея — … (шейка).
  • Перья — … (пёрышки)

- Ребята, как вы думаете, все ли птицы одинаково поют? (Нет)

- Совершенно верно. У всех птиц разные голоса. По голосу можно отличить одну птицу от другой.

Игра «Угадай чей голос».

Учитель включает аудиозапись голосов птиц, а дети отгадывают, чей это голос

Игра «Кто как голос подаёт?»

  • Ворона (что делает?) — … каркает.
  • Сорока (что делает?) — … стрекочет.
  • Воробей (что делает?) — … чирикает.
  • Голубь (что делает?) — … воркует.
  • Снегирь (что делает?) — … свистит.

- Молодцы, ребята! Птицы отличаются тем, что они по-разному подают голос. А чем они ещё отличаются?

Дети: птицы отличаются окраской перьев, строением тела.

- Действительно, ребята, у каждой птицы есть своя отличительная черта.

Игра «Скажи одним словом».

  • У сороки белые бока, поэтому её называют … белобокая.
  • У синицы грудка желтая, поэтому её называют … желтогрудая.
  • У вороны черные крылья, поэтому её называют … чернокрылая.
  • У снегиря грудка красная, поэтому его называют … красногрудый.
  • У сороки длинный хвост, поэтому её называют … длиннохвостая.
  • У дятла длинный клюв, поэтому его называют … длинноклювый.

Беседа о жизни птиц зимой.

- Как живется птицам зимой? (голодно птицам, насекомые в зимней спячке, плоды, ягоды, семена трав под снегом. Мало корма находят птицы зимой. С утра до вечера ищут себе крохи пропитания. Пуховые, теплые перья защищают от холода, но не от голода.)

- В суровые зимы из 10 синиц выживает одна , 9 синиц погибают.

- Вам их жалко?

– Давайте сегодня подумаем о том, как помочь птицам пережить трудное зимнее время.

- А хватает ли птицами пищи зимой? Дети: Нет, не хватает.

- Почему не хватает?

Дети: Земля покрыта снегом, птицам не удается достать пищу из-под снега.

- А чем мы можем помочь птицам?

Дети: Мы можем их подкармливать.

- Что для этого нужно сделать?

Дети: Кормушку.

Упражнение «Кормушка».

Логопед предлагает детям прослушать стихотворение З.Александровой «Новая столовая».

Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
А вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краев –
Стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей,
А в субботу на пирог
Налетели семь сорок.

- Ребята скажите, каки ептицы прилетели к кормушке? Назовите птиц со словом много.

На кормушке много сорок.
На кормушке много дятлов.
На кормушке много синиц.
На кормушке много ворон.
На кормушке много снегирей.

Динамическая пауза.

- Подумайте какой птичкой вы будите?

Дети выполняют движения по тексту:
Птицы крыльями махали – все летали и летали,
Птицы в воздухе кружились,
На дорогу опустились,
По дорожке поскакали,
Крошки, зернышки клевали.

- Какой птичкой был Рома? Я был вороной.

«Упражнение «Сосчитай!»

(согласование числительного с существительным)

- Давайте посчитаем птичек. Сколько их у нас. Покажите воробья. Считаем:

  • 1 воробей, голубь, дятел, синица, снегирь, ворона
  • 2 воробья
  • 3 воробья
  • 4 воробья
  • 5 воробьев
  • 6 воробьев

Дидактическая игра «Какой птички не стало?» (усвоение категории родительного падежа единственного числа)

Логопед: Убирает одну картинку.

Дети: Не стало сороки.

Не стало вороны и т. д.

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

(усвоение подбора слов-антонимов)

Воробей маленький, а ворона большая.
У синицы хвост короткий, а у сороки длинный.
Голубь тяжёлый, а воробей легкий.
У синицы клюв тонкий, а у вороны толстый.

Работа по тетради Н.Э. Теремковой стр. 27 «Зимующие птицы».

Упражнение «Сосчитай».

- Сколько на картинке ворон?

- Сколько дятлов?

- Сколько синиц?

- Сколько сорок?

- Сколько голубей?

- Сколько воробьев?

Упражнение «Рассмотри и назови».

- Кто на ветке дерева? (На ветке снегири.)

- Кто на кормушке?

- Кто на стволе дерева?

- Кто под кормушкой?

- Кто летит к кормушке?

- Кто рядом с деревом?

Задание «Узнай птичку и раскрась».

Детям раздаются разрезные картинки разных птиц. Они составляют птичку .

Задание «Описание птицы по плану».

Составление описательных рассказов о зимующих птицах.

Логопед предлагает детям рассмотреть картинно-графический план и составить загадку — описание птицы по плану.

- Ну что , ребята, пора возвращаться в класс. Скажем волшебные слова:

- Повернись, покружись, снова в классе окажись.

- Ребята, наше занятие подходит к концу, надо подвести итоги.

- Понравился урок?

- Что особенно понравилось?

- А зачем мы это изучаем?

- Ребята, я знаю, что вы с родителями приготовили подарки для наших друзей.

- Что это? (Кормушки)

- Я думаю, что теперь у каждого из вас, ребята, около дома, у окна будет висеть своя кормушка. Птицы быстро привыкают к такой столовой и станут частыми гостями в ней. А вы сможете наблюдать за ними, делать рисунки и записывать, что удалось заметить. Конечно, птицы не умеют разговаривать. Но они обязательно отблагодарят вас и красивой весенней песней (включается фонограмма записи голосов птиц) и богатым урожаем, спасённым птицами, от вредителей вашего огорода (достаётся корзина с овощами и фруктами) Но самое главное, как я считаю, вы станете добрее и бережнее будете относиться ко всему живому.

- Если вы уходите с урока в хорошем настроении, если после нашего урока у вас появилось желание заботится о птицах, подойдите к моему столу, возьмите корм и угостите ту птичку , которая вам больше нравится, тем кормом, который она любит.

– Я угощу синиц семечками.

– Я накормлю голубя хлебными крошками.

– Я дам воробью зёрен.

– Я накормлю дятла семенами шишек.

- Я угощу снегиря ягодами рябины.

Закончу я урок стихотворением.

Бывают птицы разными:
Одни боятся вьюг
И улетают на зиму
На добрый, тёплый юг.

Другие — те народ иной:
В мороз над лесом кружат.
Для них разлука с родиной
Страшнее лютой стужи.

К их перышкам взъерошенным
Не пристают снежинки,
Они и под порошами
Резвятся для разминки.

Но если долго снег идёт
И долго длимся вьюга,
Тогда, друзья, приходится
Пичугам нашим туго.

Сугробами засыпаны
Бугры, дворы, дорожки.
Не могут пташки отыскать
Ни зёрнышка, ни крошки.

И вот летают всё слабей
Ворона, галка, воробей.
Скорей на помощь, дети!
Вот в этот самый трудный час
Спасенье птицы ждут от нас.

Кормите их! Согрейте!
Повесьте домик на суку!
Рассыпьте крошки на снегу,
А то и манной кашки…
И оживут бедняжки!

По небу весело скользя,
Взлетят пернатые друзья
И пропоют, чирикая:
«Спасибо вам великое!».

Куксова Н.В.,
учитель начальных классов, логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий

Посмотрите ещё:

Коррекционно-логопедическая работа по формированию навыка пересказа у младших школьников с задержкой психического развития Коррекционно-логопедическая работа по формированию навыка пересказа у младших школьников с задержкой психического развития
Использование элементов изодеятельности на логопедических занятиях для детей с ОНР Использование элементов изодеятельности на логопедических занятиях для детей с ОНР
Трудно быть левшой Трудно быть левшой
Мультиформатная площадка «Детский коучинг» как современный формат полноценного всестороннего развития детей раннего возраста Мультиформатная площадка «Детский коучинг» как современный формат полноценного всестороннего развития детей раннего возраста

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.