Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции заикания подготовительная группа.
Фонематическая тема: «Дифференциация звуков Ж и Ш в словах».
Цель:
- учить различать согласные звуки Ж и Ш в словах.
Задачи:
- Учить слухо-произносителной дифференциации Ж и Ш.
- продолжать учить определять последовательность звуков в слове, совершенствовать навыки звуко-слогового анализа.
- продолжать знакомить с термином « звук»
- учить выразительно, исполнять стихотворение, интонационно передавать разнообразие его звучания, пользоваться естественными паузами, ударениями, передавать своё отношение к содержанию.
- формировать умение понять учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
- формировать навык самоконтроля и самооценки.
Оборудование:
- Предметные картинки на звук Ж и Ш.
- Тетрадь для логопедической работы
Ход занятия:
1. Логопед предлагает ребёнку послушать внимательно стихотворение:
Дождик вылился из тучки,
Вымыл ёжику колючки,
Ёж доволен, сыт, умыт,
На кроватке сладко спит.
- Откуда взялся дождик?
- Что сделал дождик7
- Что случилось с ёжиком?
Следить за тем, чтобы ребёнок отвечал строчками из стихотворения.
Обратить внимание на то, что ребёнок выделял интонационно звук Ж в стихотворении. Прочитать стихотворение ещё раз с установкой на запоминание.
2. Упражнение на расслабление, снятия, мышечного тонуса « Деревья шумят»
Юра сейчас мы с тобой сделаем очень интересное упражнение. Повторяй за мной:
Деревья «шумят» — поднять руки над головой и помахать ими в обе стороны.
(под музыку)
3. Развитие фонематического слуха. Сравнение артикуляции (общее и различие)
Дидактическое упражнение « Узнай по описанию» Логопед просит ребёнка отгадать по артикуляции, что это за звук.
Логопед показывает перед зеркалом и объясняет артикуляцию звука.
- губки округленны и слегка вытянуты вперёд,
- широкий язычок на верху, образует» чашечку»
- тёплая воздушная струя идёт по центру язычка
- горлышко молчит.
- Повтори, пожалуйста, и произнеси звук.
- Что это за звук?
- Какой он?
Ребёнок: -ш-ш-ш- это звук Ш, согласный, всегда твёрдый, глухой.
Логопед показывает артикуляцию звука Ж.
- губки округленны и слегка вытянуты вперёд,
- широкий язычок на верху, образует» чашечку»
- тёплая воздушная струя идёт по центру язычка
- горлышко работает.
- Повтори за мой и произнеси.
- Что это за звук?
Ребёнок: -ж-ж-ж звук ж ,согласный ,всегда твёрдый, звонкий
4. Дифференциация звуков Ж и Ш.
Дидактическое упражнение «хлопни в ладоши».
- Юра, я буду произносить слова, а ты слушай. Когда услышишь звук Ж, хлопни в ладоши.
- Ж, ш, ш, ж…,
- Жа, ша, жо…,
- Жора, шуба, кошка, ёжик…,
Игра «Наоборот».
- Я буду произносить слова со звуком Ш, а ты наоборот со звуком Ж
- Ша ———Жа
- ЖА———Ша
- Жи———-Ши
- Ши———Жи…
Повторение серии слогов:
- Жа-ша-жа,
- Жа-жа-ша,
- Ша-жа-жа,
Закончи слово подходящим слогом:
- ШИ (жи)
- ГРУ….(ши)
- Лу….(жи).,
- Лы…(жи),
- У…(ши),
- У…(жи),
- Ер…(ши),
- Экипа…(ж)
- Камы…(ш)
Пары слов.
- Назови те звуки в парах слов, которыми слова отличаются друг от друга:
- ЖАР — ШАР
- ЖАЛЬ – ШАЛЬ
- ЖАРИТЬ – ШАРИТЬ
Разложи картинки.
- Разложи картинки на две стопки:
- Предметы, в названии которых есть звук Ш, и предметы в названии которых есть звук Ж.
Логопед называет слово целиком,а ребёнок называет его по звукам.
- ЖАБА
- КОШКА
- ЛЫЖИ…
Чистоговорки.
Чистоговорки на звуки Ш и Ж.
Учить при произнесении последнего слога интонационно выделять звук Ш и ж.
- Ши — ши – ши, что шепчут камыши.
- Ша – ша – ша, это утка , выходи из камыша.
- Ше — ше – ше, нет уж утки в камыше.
- Жа – жа – жа, есть иголки у ежа.
- Жу – жу –жу ,как–то уж пришёл к ежу.
- Жи – жи – жи, мне ежаток покажи…
Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, в названии которых есть звук Ш и Ж.
Дидактическое упражнение «Подари Жанне подарок».
- Юра, давай с тобой подарим Жанне подарки на звук Ж в начале слова, и на звук Ш в середине слова.
- Я подарю Жанне:
- жука
- жабу
- жёлудь
- жаворонка
Вспомнить буквы, которыми на письме обозначаются звуки Ж и Ш.
- Чем отличаются звук от буквы?
Итог занятия:
- Чем мы сегодня занимались?
- Умничка, правильно. Мы учились отличать звук Ж и Ш, учились выделять их в словах.
![]() |
Тризна О.В., учитель-логопед |