Аннотация: Занятие на автоматизацию звука [С] изолированно, в слогах, словах. Авторские стихи, чистоговорки. Творческий подход.
Индивидуальное занятие на автоматизацию звука [С] изолированно, в слогах, словах (старшие и подготовительные группы).
Тема: «Друзья звука [С]»
Цель:
- Автоматизация звука [С] изолированно, в слогах, словах.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Закрепить правильное произношение звука С изолированно, в слогах, словах.;
- Дать характеристику и правильную артикуляцию звука (С);
Коррекционно-развивающие:
- Развивать моторику артикуляционного аппарата;
- Продолжать правильно формировать длительную направленную воздушную струю;
- Развивать умение понимать обращенную речь;
- Развивать психические процессы: внимание, память, мышление;
- Развивать общую моторику;
- Закреплять умение ребенка определять место звука в слове;
Воспитательные:
- Повышать самооценку ребенка, способствовать улучшению его эмоционального благополучия;
Оборудование:
- картинки с артикуляционной гимнастикой;
- картинки или игрушки: снеговик, собака, сова;
- картинки со звуком (С).
Ход занятия
1. Организационный момент.
- Скажи, какой одинаковый звук ты слышишь в словах? Снеговик, собака, сова.
- Звук С.
– Правильно, молодец. Сегодня мы с этим звуком позанимаемся. А снеговик, собака и сова- это добрые друзья звука С.
2. Артикуляционная гимнастика вместе с мудрой совой.
- Мудрая сова приготовила для тебя картинки. Давай посмотрим и выполним гимнастику для язычка.
«Лопаточка»
Язык лопаткой положи
И немного подержи.
Язык нужно расслаблять,
И под счет его держать.
«Иголочка»
Язык иголочкой тяну.
Не подходи! Я уколю!
«Часики»
Влево – вправо, влево – вправо,
Мой язык скользит лукаво:
Словно маятник часов,
Покачаться он готов.
«Улыбка»
Подражаем мы лягушкам
Тянем губки прямо к ушкам.
«Вкусное варенье»
Блин мы ели с наслажденьем -
Перепачкались вареньем.
Чтоб варенье с губ убрать,
Ротик нужно облизать.
- Молодец!
3. — А собачка тоже хочет с тобой поиграть. Покажи, как собачка злится, радуется, боится. Хорошо, молодец!
4. Акустико-артикуляционный образ звука.
Изолированное звучание звука (С).
- Давай вспомним, как работает насос? С-С-С-С. Какой звук С? (согласный, твердый, глухой, свистящий)
- А как работают губки, зубки, язычок? (губы в улыбочке; зубки – заборчиком; язычок за нижними зубами; воздушная струйка холодная, сильная)
5. Автоматизация звука (С) в слогах.
Игра «Пальчики здороваются».
Пальчики соединяем с большим и на каждый пальчик произносим:
са — со – су – сы – сы — со — са — су – аса – осо — усу – ысы – ас – ос – ус – ыс – эс
6. Формирование навыка звукового анализа.
- Собачка приготовила для тебя картинки. Посмотри внимательно и назови те картинки, в названии которых есть звук С. (цветок, сани, совок, лошадка, нос, стол, кукла, миска, кошка, каска и тд…). Давай с тобой определим место звука в слове ( вначале, середине, конце) и красиво назовем слова.
7. Физминутка.
- Давай немного отдахнем и сделаем зарядку.
Вот и зарядка.
Выполняй-ка по порядку.
Быстро встань и улыбнись.
Выше, выше потянись.
Ну-ка, плечи распрями,
Подними и опусти.
Влево, вправо повернись,
Рук коленями коснись.
А теперь мы улыбнемся
И к занятию вернемся!
8. Чистоговорка на звук С.
- А снеговик приготовил для тебя чистоговорку собственного сочинения.
- СА-са-са – слепили мы снеговика.
- Ас-ас-ас- снеговик наш просто класс.
- Ос-ос-ос- он даже выстоит в мороз.
- Сы-сы-сы- ему приклеим мы усы.
- Ас-ас-ас- веселый снеговик у нас.
9. — Наше занятие подошло к концу. С каким звуком мы сегодня играли? А кто друзья снеговика? А в какие игры они с тобой играли. Ты молодец! Дома выучи чистоговорку про «Снеговика».
Волженина Т.П.,
логопед 2-й категории