Коррекционно-развивающее занятие по обучению грамоте в логопедической подготовительной к школе группе с использованием ИКТ.
Тема: «Звук и Буква О»
Цель:
- Закреплять правильное произношение звука [о], познакомить с буквой О.
Задачи:
Коррекционно-образовательная:
- Продолжать учить определять позицию звука в слове;
- Упражнять в фонематическом анализе и синтезе слогов.
- Формирование навыка чтения слов с буквой О.
- Учить писать букву О.
- Продолжать упражнять детей в составлении звуковой схемы слова.
- Совершенствование навыков словоизменения (преобразование существительных множественного числа в единственное число).
- Упражнять в подборе прилагательных к существительному.
Коррекционно-развивающая:
- Развивать мелкую и общую моторику.
- Развивать фонематический слух, слуховое и зрительное внимание, логическое мышление.
Коррекционно-воспитательная:
- Способствовать развитию сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности.
Оборудование:
- компьютер и компьютерная игра «Баба Яга учится читать»;
- игрушка кот Том; предметные картинки: овцы, лодка, крыло, тапки, малина;
- картинки с изображением добрых и злых ос; цветные и простые
- карандаши; печатные тетради «Ура! Я умею писать!» Песоцкой Н.Ю.;
- звуковые схемы слов; буквы демонстрационной кассы; цветной мел;
- массажные шарики; угощение для детей: баранки и сушки.
Ход занятия
1. Оргмомент.
Произнесение изолированного звука с эмоциональной окраской.
Логопед: Дети, представьте, что мы с вами оказались в волшебном лесу.
Сначала удивились: О! Шли, шли по лесу и заблудились.
Мы очень огорчились: О – о –о!
Вдруг впереди увидели огонёк и избушку и очень обрадовались: О!
- Сядет тот, кто придумает слово, начинающееся на звук [о].
(Осень, облако, Оля, обувь, остров, озеро, овощи, ослик, овцы, окунь, обруч, отдых, окна, осы.)
2. Сообщение темы занятия.
Логопед: Сегодня мы познакомимся с буквой О. Научимся читать слова с этой буквой и писать ее.
- Найдите одинаковый звук в словах: овцы, лодка, крыло.([о] )
(показ картинок)
- Правильно, сегодня будем играть со звуком [о], познакомимся с буквой О и научимся ее писать.
3. Характеристика звука [о] по артикуляционно – акустическим признакам.
Логопед: Давайте вспомним, что делают губки, когда мы произносим этот звук? (вытягиваются в овал)
Давайте проверим, какой это звук (гласный или согласный)?
Есть ли во рту какая-либо преграда?
Можем ли мы пропеть этот звук? (да, значит он — гласный)
4. Анализ и синтез слогов.
Логопед: Я произнесу 2 звука вместе, слитно, а вы произнесите раздельно 1 и 2 звуки.
ОК – О,К ОП – О,П ОМ – О,М ОТ – О,Т МО – М,О ПО – П,О ТО – Т,О КО – К,О
Логопед: А теперь, наоборот, я буду произносить звуки раздельно, а вы произнесите их слитно.
О,К – ОК О,П – ОП О,Т – ОТ О,М – ОМ К,О – КО П,О – ПО Т,О –ТО М,О – МО
5. Образование ед. ч. сущ. от множественного.
Выделение звука [о] в конце слова.
Игра с мячом «Много — один».
Логопед: Я назову несколько одинаковых предметов, а вы назовите один такой же предмет.
Стёкла — … стекло, крылья — … крыло, вёдра — … ведро,
перья — … перо, окна — … окно, колёса — … колесо,
звенья — … звено, сёдла — … седло.
- Назовите слова со звуком [о] в конце.
6. Угадывание гласных звуков по артикуляции.
Звуки [о],[ а],[ и],[ у]. (показ артикуляции звуков логопедом и детьми)
7. Угадывание слова по первым звукам названий картинок.
Составление звуковой схемы слова «кот».
Вбегает кот. — Ой, ой, ой! Спасите, помогите! За мной гонятся злые осы. (показ картинок)
Логопед: Успокойся, котик! Я знаю, почему осы такие злые. С ними никто не хочет играть, а мы поиграем. Они и перестанут злиться.
Игра “Составь слово”.
Логопед: Давайте отгадаем кличку нашего кота по первым звукам картинок.
(тапки, осы, малина (Том)).
- Смотрите, осы больше не злятся, им понравилось играть.
- Выложите звуковую схему слова «кот».
- Сколько звуков в слове «кот»? (3 звука).
- Сколько слогов в слове «кот»? (Один слог, потому что в этом слове один гласный звук).
8. Психогимнастика.
Логопед: Дети, покажите какие осы были злые. (показ слайда со злыми осами). А теперь они улыбаются нам.
Давайте и мы им улыбнёмся. (показ слайда с добрыми осами).
9. Пальчиковая гимнастика.
(Дети катают в руках массажные шарики).
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.
Мы сейчас подружим
Маленькие пальчики.
(Дети кладут шарики на стол. Соединяют пальцы обеих рук попарно).
1,2,3,4,5
Мы закончили играть.
(Кулачки – лучики).
10. Зарисовывание схемы слова «кот» в тетрадях по письму.
Логопед: Мы так весело играем со звуком [о]. Пора нам познакомиться с буквой О и научиться ее писать.
11. Компьютерная игра «Баба Яга учится читать».
Слайд № 1 (Звучит музыка. Мудрый филин показывает Бабе-Яге буквы и учит ее читать. Бабе-Яге так нравятся буквы, что она решает их украсть). Дети, давайте отправимся на поиски буквы О.
12. Физминутка.
Мы по лесу шли, шли, шли,
Только шишки нашли.
Дети дальше побежали
И лягушек повстречали.
Лягушки – попрыгушки,
Глазки на макушке.
Прячьтесь от лягушк
Комары да мушки.
Логопед: Мы оказались на краю болота. Лягушки предлагают детям рифмованные загадки, в которых правильный ответ не совпадает с рифмой.
Слайд №2. (Детям нужно выбрать из 2 картинок правильный ответ и кликнуть на картинку мышкой. Давая правильные ответы, дети помогают мишутке перебраться через болото по кочкам. В конце игры лягушки возвращают букву О).
13. Рассматривание буквы О.
(показ картинок-подсказок)
Логопед: На что похожа буква О?
(На обруч, на спасательный круг, на колесо, на луну).(показ картинок)
- Ещё буква О похожа на солнечный диск.
14. Пальчиковая гимнастика «Ладошка – это солнышко».
Ладошка – это солнышко, Водить указательным пальцем правой
А пальчики – лучи. руки по ладони левой, затем от конца каждого пальца к основанию.
Поёт о солнце скворушка, Из пальцев сделать «клювики»,
О нём кричат грачи. Открывать и закрывать их.
15. Написание буквы.
(выполнение заданий в тетрадях)
Логопед: Звук [о] гласный, а буква О какая? (Буква О гласная т.к. её звук тоже гласный).
- Каким карандашом будем раскрашивать букву О? (Красным).
- Дети , раскрасьте левую половину буквы О красным карандашом, а правую раскрасите дома.
Задание: Нарисовать О и точками облако.
Логопед: Как вы думаете, что нарисовано рядом с буквой О?
(Облако, потому что слово облако начинается со звука [о].)
- Подберите слова – признаки к слову облако.
Облако какое? (Лёгкое, белое, пушистое, маленькое, большое, воздушное.)
- Написание буквы О в воздухе пальцем, на спине друг у друга.
- Угадывание буквы по тактильным ощущениям.
- Буква О гласная. Какие ещё гласные буквы вы знаете? (У,А,И)
Игра «Угадай букву».
(Выставляются карточки с буквами У,А,О,И. Один ребёнок пишет одну из этих букв на спине у другого, а другой ребёнок угадывает.
- Письмо большой О и маленькой буквы о .
16.Чтение слов с буквой О.
Логопед: Кот Том говорит: «Вот вы и научились писать букву О.
А читать слова с этой буквой вы умеете?» (Да!)
Кот Том ком топ каток моток пока.
17. Итог.
- Дети, с какой буквой мы сегодня познакомились? (О).
- Какая это буква? (Гласная, потому что её звук тоже гласный).
- Какое задание вам больше всего понравилось?
- Коту Тому очень понравилось играть с вами, и он дарит вам угощение, похожее на букву О.
Песоцкая Н.Ю.,
учитель-логопед высшей категории