Групповое занятие по автоматизации звука «Ш» в словах и предложении, подходит для подготовительных и старших групп ДОУ. В занятии используются различные методы и техники работы (пескотерапия, мнемотаблицы).
Открытое занятие по логопедии по автоматизация звука Ш.
Тема: «Приключение в осеннем лесу».
Цель занятия:
- Совершенствование навыков и умений практического общения по средствам создания стимулирующей среды развития.
Задачи:
1. Образовательные:
- Учить детей последовательно и точно передавать увиденное, с учетом развития сюжета.
- Обучить умению отвечать на вопросы проблемно — поискового характера.
- Обучить специальным движениям и их выполнение детьми.
- Учить выстраивать композиции на песке по образцу.
- Закрепить представления об окружающем мире.
2. Коррекционные:
- Закрепить навыки правильного произношения звука (Ш) в слогах, словах.
- Развивать артикуляционную и мелкую моторику.
- Развивать фонематический слух.
- Развивать речевое дыхание
- Учить изменять силу голоса.
- Развивать чёткость дикции, интонационную выразительность.
3. Развивающие:
- Закрепить умение определять место звука в слове.
- Развивать умение соединять звуки в слова.
- Развивать внимание, память, мышление.
- Упражнять в согласовании существительных с числительными.
4. Воспитательные:
- Формировать положительную мотивацию на занятии.
- Воспитывать навыки речевого общения, умение слушать.
Оборудование:
- письмо с приглашением; деревянные ложки; медведь Миша; лотки с песком; трубочки; предметные картинки Слон, Лопатка, Чашечка, Лошадка, Грибочек; осенние листочки; мнемотаблицы; предметные картинки со звуком Ш; игрушки (мышонок, лягушка, лошадка, кошка, мартышка, мишутка);
Ход занятия:
Организационный момент.
(За дверью).
Логопед: – Здравствуйте ребята, сегодня наше занятие будет необычное.
В гости в лес вас приглашаю,
Поиграть там предлагаю.
- Ну что, вы готовы отправиться в лес?
Дети: — Да!
(уточнить нужно ли здороваться с гостями)
Логопед: Ребята, посмотрите в какой лес мы попали.
Здравствуй лес!
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою,
Что нам шепчешь на заре
Весь в росе, как в сентябре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой не утаи:
Ты же видишь, мы свои.
(Спускается паучок с листиком, на листике письмо)
Логопед: — Ой, ребята посмотрите, к нам спустился паучок, на кленовом листочке, а здесь что то написано « Здравствуйте ребята, я Мишка Топтышка, приглашаю вас в гости, познакомиться и поиграть в разные игры, буду очень рад встрече с вами!»
- Ну что, ребята, мы примем приглашение?
Д: — Да.
Логопед: тогда отправимся в путь, а вот и домик мишки сейчас я постучу!
Д: — Да!
Основная часть.
Логопед: — Вот мы и нашли домик мишки, давайте постучим? (Стучит но ни кто не открывает). Что же происходит, может мишка забыл что пригласил нас в гости и заснул?
- Посмотрите здесь лежат различные музыкальные инструменты, сейчас мы в них поиграем, и разбудим мишку, берите ребята любые инструменты, кому какой нравится, вы с этими инструментами знакомы, и первые играют…
(Дети поочереди играют на разных инструментах)
Мишка: — Кто присел, кто сумит? Кто меня разбудил?
Логопед: — Мишка это ребята! Ты же сам пригласил нас в гости, выходи скорее !
М: — Ах это вы ребята, очень рад, но для начала попробуйте отгадать мои загадки
(Мишка играет на инструменте, а дети угадывают его)
М: — Здравствуйте ребята, я вас очень рад видеть! Молодцы, все мои музыкальные загадки отгадали!
Логопед: а ты отгадывать загадки умеешь? (да) ну тогда … загадай загадку!
Д: Мохнатенькая, усатенькая, молоко пьет, песни поет. (кошка)
М: — Коска.
В лесу одна смешная птица
Весь день поет «ку-ку»:
Ни как не может научиться петь, как петух, — «кукареку». (кукушка)
М: — Кукуска.
Логопед: — Ребята, как правильно говорить?
Д: — Кошка, кукушка!
Логопед: я поняла, какая у мишки проблема, он не может правильно произносить звук Ш.
М: может вы мне поможете, расскажите как правильно произносить этот звук?
Логопед: поможем мишке?
Д: — Да!
Логопед: — Но для того, чтобы мы научили мишку красиво говорить, я предлагаю сначала разбудить наши язычки. Давайте присядем на пеньки.
(Проговаривать) (Дети поочереди дуют через трубочку на бугорочки, под которыми находятся картинки, достают их и выполняют соответствующие упражнения).
- У каждого из вас есть поднос с песком под ним спрятались картинки, чтобы их достать, вам необходимо с помощью коктельной трубочки сдуть с нее песок, не забываем, что вдох делаем через нос, выдох через рот в трубочку.
- «Слон»
- «Лопатка»
- «Чашечка»
- «Вкусное варенье»
- «Лошадка»
- «Грибочек»
Л: ну что, ребята, размяли язычки?
М: — Ой, устал!!! Давайте немного отдохнем!
Физминутка (если весело живется).
Произношение изолированного звука (Ш). (звучит фонограмма шум ветра)
Л: — Дует в лесу ветерок, качает ветки деревьев, листочки шелестят (Ш – ш – ш …).
Дети изображают руками, как ветер качает ветки деревьев, и длительно произносят звук (Ш).
Анализ артикуляции звука (Ш).
- Что делают губки, зубки, язык, когда мы произносим звук (Ш)? (Губы «Колечком», зубы «Заборчиком» с небольшой щелочкой, язык вверху и похож на «Чашечку».)
Автоматизация звука (Ш) в слогах.
Слухопроизносительная дифференциация слогов. Работа над силой голоса. Опора на мнемотаблицы «Листья». Координация речи с движением.
- Листочки падают и шуршат свои слоговые песенки. Послушайте внимательно, какой слог-песенка отличается (опора на мнемотаблицу № 1).
ша – шо — ша – ша(шо)
аш – уш – уш – уш(аш)
- Назовите первый и последний слог:
ша – шо – шу – ши(ша, ши)
шта – шту – шты – што(шта, што)
- Листочки шелестят по-разному. Повторим их песенки (слоговые ряды со сменой ритмического рисунка, опора на мнемотаблицы № 2,
3) иш-иш-иш – иш-иш
шош-шош-шош – шош-шош
- Соберём осенний букет из листьев. Повторяйте за мной слоговые песенки, постарайтесь не ошибаться и собирайте листики.
Дети воспроизводят ряд слогов. На каждый слог берут осенний листик, составляя из них букет.
ша – шо – шу- ши
аш – ош – уш – иш
М: — какие красивые осенние букеты, а от если все подбросим листья, что получится. Но у меня на полянке, ещё много интересных листиков! Пойдемте, посмотрим?
Д: — Пойдемте!
(Приходят на полянку, где на листиках нарисованы картинки)
М: — Ребята, я насел мыску и положу её вот в это лукоско.
Л: — Ребята это не просто листики, на них нарисованы различные картиночки! Я вам предлагаю собрать все листики с картинками в названии которых есть звук Ш, и сложить их в корзинку, а затем подарить их мишке, чтобы он не забывал как их произносить! Только вы, ребята, говорите красиво, а ты, мишка, слушай и запоминай.
(Дети собирают листочки в корзинку)
М: — может вы мне еще подскажите я еще что то начел, мне кажется тут кто-то прячется!
(Показывает ящик с песком)
Л: — а мы сейчас это узнаем.
Д:
- Я нашл мишку.
- Я нашл кошку.
- Я нашла лошадку.
- Я нашла лягушку.
- Я нашла хрюшку.
- Я нашла барашку.
Л: — Кто же это прятался?
Д: — Животные.
Л: — любимая игра у этих животных — прятки, отворачивайтесь, сейчас кто-то из них спрячется в мешочек, а вы должны будете отгадать, поворачивайтесь, ой, кто-то шумит в мешочке, кто же это? (логопед убирает игрушки в мешок).
Ваня, спрячь всех животных, в мешочек, ой, как они шумят, Ваня, попробуй угадать, кто шумит в мешочке, и т. д.
- В мешке шалит …
Итог занятия.
М: — Ребята, а я в ящике нашел какие-то буквы.
Л: — ты знаешь, мишка, что их можно складывать в слоги, а слоги в слова. Давайте прочитайте, какое слово получилось слово.
Д: — Шары!
М: — Ой ребята, за то, что вы мне так хорошо помогли, я вам и подарю эти шары! Спасибо вам большое, что научили меня правильно говорить звук Ш, а мне пора возвращаться домой!
Л: — Ребята, вам понравилось играть с мишкой? Какой звук научился говорить мишка? Что вам понравилось? Нам тоже пора отправляться обратно в детский сад!
Статьева А.Г.,
учитель-логопед