Занятие проводилось с детьми подготовительного возраста в диагнозом ОНР (второго года обучения). Группа комплектуется смешанные по диагнозу (ОНР и ФФНР) и по возрасту (старшие и подготовительные). Причём, подготовительные дети, как правило, обучаются второй год. Поэтому занятие можно усложнить или упростить.
Тема: «На помощь Лесовичку»
Цель:
- Закреплять признаки осени.
- Уточнить знания детей о деревьях.
- Закреплять согласование числительных и существительных.
- Образовывать прилагательные от существительных.
- Составлять сложноподчинённые предложения.
- Составлять предложение с заданным словом.
- Уточнить артикуляцию гласных. Дифференцировать гласные А У И О.
- Развивать зрительное и слуховое внимание.
- Развивать у детей логическое мышление, сообразительность, быстроту реакции на слово.
- Развивать творческие способности.
Оборудование:
- зонтик, картинки, игрушки, ворона Каркуша, кукла Лесовичок.
Ход занятия.
- Вы попадали в ситуации, когда что-нибудь забывали?/Дети вспоминают разные истории/.
- Я тоже сегодня забыла дома … Отгадайте что. /Дети предполагают: ключи, кольцо, деньги, расческу…/
- У меня есть загадка про этот предмет.
Сам себя раскрывает, тебя он закрывает.
Только дождик пройдёт, сделает наоборот.
/Зонтик/.
- Моя знакомая Каркуша его мне принесла.
Игра «Необычный зонтик». /Зонтик на котором картинки/.
- Выберите картинки, как то связанные с осенью. И объясните почему. /Грибы, потому что их собирают осенью/.
- Пока мы играли, Каркуша принесла письмо от своего друга. Посмотрите, оно какое? / Мокрое/.
- Почему? /Оно упало в лужу. Попало под дождь. Каркуша пролила на него чай/.
- Я вам его прочитаю, но здесь не все слова видны./Дети добавляют пропущенные слова по смыслу. Логопед помогает вопросами/.
Игра «Помоги прочитать письмо».
Наступила /ХМУРАЯ, ДОЖДЛИВАЯ…/ осень/. Пожелтела /ТРАВА/. С деревьев падают /РАЗНОЦВЕТНЫЕ, КРАСНЫЕ…/ листья. Ветер дует очень /СИЛЬНО/. За окном /МОРОСИТ, КАПАЕТ, ЛЬЁТ, ИДЁТ…/ дождь. /ПТИЦЫ/ улетели на юг.
- А почему же Каркуша не улетела? /Она ворона. Это зимующие птицы/. Было тепло, а становится /ХОЛОДНО/. Я плохо себя чувствую. У меня болит /СЕРДЦЕ, ЖИВОТ, НОГА…/. Помогите, идите по осенней дорожке.
- Надо торопиться. А на чём добираться быстрее? Лучше? Почему? /На самолёте, на машине, на велосипеде…/
- Выбираем велосипед. Ложимся на спину и крутим педали.
- А вот домик Лесовичка. Надо постучать.
Игра «Необычный звонок».
Каждый ребёнок отстукивает свой ритм, предложенный логопедом.
Петрушка сидит с завязанным горлом.
- Вы догадались, чем заболел Лесовичок? /Он простудился. У него ангина/.
Рядом столик. На нем градусник, горчичники, капли, таблетки, мёд, лимон, витамины, шоколад, книжка, грелка, молоко.
Дети объясняют для чего это нужно, вспоминая личный опыт.
Логопед провоцирует детей: -Я помогу Лесовичку, съем за него таблетки. /Это не поможет, потому что он должен лечиться сам/.
- Лесовичок потерял голос. Отгадайте, какие звуки он произносит?
Игра «Отгадай звуки по артикуляции». Символы артикуляции гласных А, У, О, И.
- Давайте теперь мы покажем, как умеем играть с язычком.
Дети берут карточки на которых нарисованы «барабан» «качели» «ступеньки» «часики» и выполняют артикуляторные упражнения соответственно названию.
- Мы рассказали Лесовичку, как надо лечиться? Поиграли с ним? Пойдемте обратно по осенней дорожке.
На дорожке разноцветные листья с разных деревьев.
Игра «С какого дерева листок?»
/С клёна –кленовый, с дуба – дубовый, с берёзы – берёзовый/.
- Соберите листья только с одного дерева. Сколько ты собрал? /У меня три кленовых листика. У меня 6 дубовых листьев/.
Игра «Ветер и листочки».
Одни дети изображают, как дует ветер. Другие, как взлетают, кружатся, падают листочки.
- Посмотрите, что ещё упало на дорожку, кроме листьев? /Шишки, жёлуди, каштаны, ягоды рябины/.
- Соберите их. Сколько ты взял шишек? /Семь шишек/.
- А ты сколько желудей?
Дети собирают плоды, считают их количество.
- Возьмите картинки /Апельсин. Удочка. Иголка. Овощи /. Определите, с какого звука начинается это слово. Выложите соответственно такую букву А У И О из шишек, ягод, каштанов, желудей.
- Придумайте с этим словом предложение.
- Давайте сложим дары леса в корзинку, вернёмся домой и сделаем все вместе осеннюю композицию.
Батурко Т.В.,
учитель-логопед