Аннотация: Конспект занятия по ООМ и развитию речи для детей с ЗПР.
Тема: «Зимушка-зима»
Цель:
Образовательная:
- продолжать наблюдения за дальнейшим уменьшением продолжительности дня, морозами, снегопадом, замерзанием водоемов;
- уточнить представления детей о зимних забавах;
- учить детей описывать и устанавливать простейшие причинно-следственные связи;
- учить анализировать и делать выводы;
- упражнять в образовании относительных прилагательных от существительных, однокоренных слов;
- учить составлять рассказ-описание о зиме.
Коррекционная:
- развивать внимание, память, ассоциативное мышление, мелкую моторику.
Воспитательная:
- воспитывать бережное отношение к природе, дружелюбное отношение друг к другу.
Оборудование:
- картинки («Солнце»;
- оконное стекло с морозными узорами; символы дня и ночи – черная и желтая полоски разной длины;
- символ ветра и снега – 3 дугообразные линии со стрелочками на концах, снежинки), альбомные листы, цветные карандаши.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Игра «Повтори, не ошибись»: декабрь – январь – февраль; январь – декабрь – февраль; февраль – январь – декабрь; декабрь – февраль – январь.
2. Сюрпризный момент.
Появление куклы-художника.
3. Беседа с детьми – введение в тему занятия:
- Какие слова мы повторяли? (Это названия месяцев.)
- Месяцы какого времени года вы называли? (Зимы.)
- Как сказать по-другому? (Это названия зимних месяцев.)
- Сколько месяцев длится зима? (Три.)
- Назовите зимние месяцы по порядку.
- Назовите последний зимний месяц.
- Назовите месяц, который наступает перед февралем.
- Что еще можно сказать про январь? (В январе наступает Новый год.)
- Назовите месяц, который наступает перед январем.
- Что можно сказать про декабрь? (В декабре заканчивается год.)
4. Пальчиковая гимнастика.
В гости к пальчику большому прибежали прямо к дому:
Указательный и средний, безымянный и последний.
Вот мизинчик – малышок, постучался на порог.
Вместе пальчики – друзья. Друг без друга им нельзя!
5. Работа с демонстрационным материалом.
Игра «Назови признаки зимы».
6. Словарная работа:
образование однокоренных слов от слова «снег» (снежок, снежинка, снежная, подснежник, снеговик); «мороз» (морозный, морозит, морозильник, заморозит, разморозит).
Значение и образование слова «снегопад»: снег падает.
7. Физкультминутка «Зимняя прогулка».
Имитация движений: ходьба на лыжах, катание на коньках, игра в снежки.
8. Работа с раздаточным материалом.
Нарисовать признаки зимы.
Каждому ребенку предлагается альбомный лист, разделенный на 6 частей и цветные карандаши, опираясь на предложения, дети должны нарисовать картинку-опору в соответствующем прямоугольнике.
- Зимой солнце светит, но не греет.
- День короткий, а ночь длинная.
- Часто бывает снегопад и сильный ветер.
- Дети лепят снеговика.
- Дети катаются на лыжах и коньках.
- Дети играют в снежки, строят снежную крепость.
9. Составление рассказа-описания «Зимушка-зима» (с опорой на картинки).
10. Итог занятия.
Газизова Г.Р.
учитель-логопед