Конспект занятия: Автоматизация звука (Л) на материале лексической темы «Птицы»
Тема: Автоматизация звука [л] на материале лексической темы «Птицы»
Цель:
- Закрепить правильное произношение звука (л) в словах, фразах, предложениях.
Задачи:
- Закреплять умение сравниватьпредметы по размеру, согласовывать существительные с местоимениями мой, моя, образовывать форму родительного падежа единственного числа существительных, подбирать слова-действия.
- Развивать фонематический слух, упражнять в определении места звука в слове.
- Развивать логическое мышление, зрительное внимание, память, мелкую моторику.
- Развивать самооценку и работоспособность.
- Воспитывать активность и самостоятельность детей на занятии.
Оборудование:
- предметные картинки с изображением диких птиц, индивидуальный лист с изображением птицы, цветные карандаши.
Ход занятия:
1. Орг.момент.
Перед ребенком на столе разложены картинки с изображением диких птиц.
Логопед: Что это? (птицы)
- Назови их, пожалуйста.(Ласточка, орел, соловей, голубь, дятел).
- Молодец! А какой звук ты слышишь во всех этих словах? (Звук (Л).)
- Как правильно произносить этот звук?
- Губы в улыбке, язычок наверху за зубками, упирается в «верхние бугорки», горлышко вибрирует.
- Дай, пожалуйста, характеристику звука (л). (Звук (л) согласный, звонкий, твердый, непарный).
- Определи место звука (л) в словах: ласточка, соловей, орел.
(В слове «ласточка» звук (л) стоит в начале слова, в слове «соловей» в середине, в слове «орел» в конце.)
- Молодец! Назови больших по размеру птиц и маленьких по сравнению с ними.
(Орел большая по размеру птица, а ласточка маленькая. Орел большая по размеру птица, а соловей маленькая.Орел большая по размеру птица, а голубь маленькая. Орел большая по размеру птица, а дятел маленькая. Орел большой, а ласточка маленькая.
Орел большой, а дятел маленький.
Орел большой, а голубь маленький.
Орел больше соловья.
Орел больше дятла и т.д.
2. Игра «Мой — моя».
Логопед, показывая на картинку: Это мой дятел.
Ребенок, показывая на картинки: Это мой орел. Это мой соловей. Это мой голубь. Это моя ласточка.
3. Физминутка:
«Пальчиковая гимнастика».
Пальчики — головка,
Крылышки — лодошка.
(лодони перевернуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены (как бы цепляются друг за дружку), большие пальцы — головка, остальные сомкнутые пальцы — крылья. Помахать ими.
4. Игра «Кого нет?»
- Посмотри внимательно на картинки. Я уберу одну картинку, а ты скажи, кого нет.
(нет ласточки, нет орла, нет соловья, нет голубя, нет дятла.)
5. Работа с индивидуальным листом.
Ребенку предлагается разукрасить птицу.
6. Зрительная гимнастика.
Ласточка по лесенке поднималась вверх, (движение глазками по схеме по стрелкам)
Встала вдруг на точку.
Ты на точку посмотри: (зафиксировать взгляд на точке)
Выполни гимнастику.
Раз — дай глазкам отдохнуть (закрыть глазки)
Два — открой.
И вот опять будем глазки закрывать.
А потом пойдем опять вниз по лесенке гулять.
(движение глазками по схеме по стрелкам).
Схема:
7. Игра на закрепление знаний о действиях предметов «Что делает?».
- Скажи, что делает ласточка?
- Ласточка летает, кормит птенцов, строит гнезда, улетает в теплые края и т.д.
(Что делают другие птицы?)
8. Итог занятия.
- Какой звук мы повторяли на занятии?
- Звук(л) .
- Назови птиц, в названии которых есть звук (л).
- Ласточка, орел, соловей, голубь, дятел.
- Оцени свою деятельность на занятии.
Ганиева А.Р.,
учитель-логопед