Предлагаю Вашему вниманию конспект НОД в средней группе для детей с ТНР на тему: «Звуки А-О-У-И-Ы» с использованием стихов и рифмовок, как авторских, так и собственного сочинения, позволяющих наиболее четко организовать деятельность детей и обеспечить плавный переход между этапами занятия.
Тема: «Звуки А-О-У-И-Ы»
Цель: Дифференциация данных звуков на слух и произносительно.
Задачи:
Образовательные:
- Уточнить произношение и знания детей о данных звуках, понятие «гласные звуки».
- Закрепить знание символов звуков А-О-У-И-Ы
Коррекционно-развивающие:
- Продолжать учить различать звуки на слух (изолированно, в слогах, в словах)
- Учить выделять звук в середине слова, соотносить звук с соответствующим символом.
- Совершенствовать умение воспроизводить ряд заданных звуков.
- Продолжать учить произносить по символам звукосочетания с данными звуками.
- Развивать зрительное и слуховое внимание, мелкую моторику рук.
Воспитательные:
- Воспитывать умение слушать друг друга, выполнять задание коллективно.
Оборудование: Музыкально-подвижная игрушка «Бычок-Звуковичок»; символы гласных звуков демонстрационные и раздаточные; фонарики красный, синий, зеленый; картинка Ласточка; экран; чудо-дерево на фланелеграфе; картинки со звуком А,О,У,И или Ы в середине слова на фланелеграфе; 5 корзиночек с символом звука.
Ход занятия:
1.О/М Логопед выходит в центр, по ходу чтения стих-я дети выполняют движения в соответствии с текстом, договаривают последние строки.
***
Начинается игра
В круг давно вставать пора
Раз, два, три, четыре
Надо сделать круг пошире.
С настроеньем замечательным…
Будем слушать мы внимательно!
(авт. Чекарева Ю.Л.)
П/Г «Ласточка» ( на каждую строчку пальчики «здороваются» с большим по 2 раза) Показываю картинку ласточки.
***
- Ласточка, ласточка!
Милая касаточка!
Ты где была?
Ты с чем пришла?
- За морем бывала.
Весну добывала.
Несу! Несу!
Весну красну!
- Ласточка говорит, что пока летела, встретила нашего знакомого Бычка-Звуковичка, он был очень расстроен, так как потерял звуки, поможем найти. Может у нас в группе потерялись символы звуков. ( дети ищут символы)
- Не толкаемся, у друг друга не забираем, если нашли вместе, то вместе и несите.
- Символ какого звука нашли?…
2. Вот мы и нашли все звуки. Смотрите, а Бычок- Звуковичек нас уже ждет. Пойдемте ему расскажем про звуки. ( садимся за столы.)
- Бычок-Звуковичек, мы нашли звуки. ( Дети называют звуки, выкладываю символы)
- А какой фонарик зажжет Бычок-Звуковичек? ( красный) Почему? (это гласные звуки) Как узнали? ( их можно петь, нет преграды, воздух проходит легко) Проверим. (произносим каждый звук, «протягивая ниточку»)
- Это гласные звуки, обозначаем каким цветом? ( красным) (Зажигаем фонарик)
3. – Бычок-Звуковичек очень рад и хочет поиграть со звуками. Я показываю, а вы отгадайте какой звук я произношу и назовите его. ( Дети называют звук по артикуляции)
4. Игра «Поймай звук».
- Я называю звук, а вы показываете символ этого звука. ( закрываю рот экраном)
Изолированные звуки: А, У, И, О, Ы,
В слогах: ОП, ИТ, АК, УН, ЫП, ТО, ПЫ, КА, НУ, МИ,
В начале слова: Иглы, Астры, Осень, Утка.
5. Физ. Мин. ( Дети выполняют движения в соответствии с текстом)
***
Раз, два – все вставайте,
Три, четыре – приседайте,
Пять, шесть – повернись,
Семь, восемь – улыбнись,
Девять, десять – не зевайте,
В кругу место занимайте.
***
(Дети в кругу)
- Бычок-Звуковичек просит показать его любимую зарядку.
Мы с Бычком-звуковичком
Звуки разные найдем. (ходьба на месте)
Если нет преграды – гласные, ( плавное движение руками от себя)
Если ест, тогда согласные, (кисти рук прикрывают рот)
Звонкие, ( имитируем колокольчик)глухие, ( прикрыть уши руками)
Разные такие. ( повороты в стороны)
(авт. Чекарева Ю.Л.)
6. Игра с мячом. (определение начального гласного звука)
***
Мяч веселый есть у нас
Мы играли много раз.
Я бросаю, ты поймай
Первый звук ты называй.
Англия, Аист, Игры, Улей, Облако, Улица, Армия, Индия, Обруч, Ива.
7.– Бычок-Звуковичек зовет нас в свой волшебный сад, но мы попадем туда, если произнесем волшебные заклинания. ( каждый ребенок повторяет звукосочетания, садится на ковер)
ААУИ
ИУУО
УУУИ
ООАА
ИИОО
ААЫА ….
8.Дети на ковре. Показываю чудо-дерево на фланелеграфе.
***
Как у наших у ворот
Чудо-дерево растет.
Не листочки на нем,
Не цветочки на нем,
А словечки на нем.
- Поможем Бычку-Звуковичку собрать урожай в корзиночки. «Срываем слово», называем, думаем какой звук в слове и кладем в нужную корзиночку. ( показываю на одном слове, определяем все вместе)
Дети по очереди выполняют задание, определяя гласный звук в середине слова и соотнося его с символом.
Слова: пух, бык, мак, ком, сок, дом, дым, сыр, кит, кот.
***
Ваня к дереву пойдет,
Слово с дерева сорвет.
- Слушаем друг друга внимательно.
9.– Бычок-Звуковичек зовет нас вернуться.
***
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаю превращать.
Вокруг себя вращаемся
И в мышек превращаемся.
(авт. Чекарева Ю.Л.)
- Бежим на носочках и пищим как мышки, какой звук слышится? ( И)
10. Дети за столами.
- Бычок-Звуковичок загадал песенку, отгадайте, прочитайте.
(АУ) – когда так кричим? Выкладываю символы, дети читают, выкладывают из раздаточного материала. ( УА, ИА)
11. Итог. — Чем сегодня занимались, о чем говорили, что делали?
Бычок очень рад, даже танцевать захотел.
***
Выходите, посмотрите
И с бычком вы попляшите!
(авт. Чекарева Ю.Л)
Чекарева Ю.Л.,
учитель-логопед
Хочу посоветовать обратить внимание на это отличное, методически правильно построенное, занятие всем начинающим логопедам. Здесь ни убавить, ни прибавить. Задания эффективны и соответствуют возрасту. Здорово!