Тема: «Парные звонкие-глухие согласные. Звуки и буквы Г-К»
Цели и задачи:
- Учить выделять и различать согласные звуки Г-К из слогов, слов, словосочетаний, предложений; соотносить звуки с буквами, формировать навыки звуко-буквенного анализа.
- Развивать зрительное внимание и восприятие, пространственно-временные отношения, обогащать словарь по теме «Птицы», повторить правописание парных согласных на конце слова.
- Воспитывать интерес к окружающему миру.
Оборудование:
- зеркала, звуковые линейки, предметные картинки, индивидуальные карточки с парными согласными, ТСО, буквы Г-К.
Ход занятия
I. Вводная часть.
1. Орг.момент.
Логопед: Сядет тот ученик, кто назовёт гласные звуки в своём имени..
2. Развитие общей, артикуляционной моторики.
Артикуляционная гимнастика:
- для губ- Улыбка
Трубочка
Покусать нижнюю губу
Покусать верхнюю губу
- для языка- Покусать язык зубами
- Расслабить язычок.
Реснички опускаются,
Глазки закрываются.
Раз, два, три, четыре, пять-
Смотрим глазками опять.
3. Повторение знаний о парных звонких-глухих согласных.
- Какие звуки учились различать на прошлых занятиях?
- Чем они похожи? (по артикуляции)
- Чем отличаются? (по работе голосовых связок)
- Вспомните, какие пары мы уже изучили. На индивидуальных карточках соедините парные согласные прерывистой линией.
Взаимопроверка.
4. Знакомство с темой занятия через выделение первых звуков в словах- отгадках.
- Какое время года наступило? (весна)
- Какие признаки весны вы знаете? (птицы возвращаются с тёплых стран)
- Отгадайте загадку:
Чёрный, проворный,
Кричит «грак».
Червякам враг.
(грач)
Грач-это перелётная птица. Прилетают самые первые. Ещё кругом снег, а они уже тут. Отдохнут грачи и начинают гнёзда вить. Вьют гнёзда грачи на вершине высокого дерева.
- Как называют птиц, которые остаются зимовать? (зимующие)
- Отгадайте загадку:
Кто там прыгает, шуршит.
Клювом шишки потрошит.
Голоском речистым, чистым -
Клё, клё, клё — поёт со свистом.
- Определите по первым звукам наших отгадок с какой парой звонких- глухих согласных мы сегодня будем работать на занятии. (Парные звонкие – глухие согласные Г-К)
Характеристика звуков, тактильный контроль, опора на компьютерную программу «Живой звук».
II. Основная часть.
1. Дифференциация звуков Г-К в слогах, словах.
Работа с сигнальными карточками ( ) или в ладоши хлопать на звуки К-Г.
Ка, го, гы, ку, гор и т.д.
Работа со звуковыми линейками: определить место звука в слове:
Кот, гусь, крапива, бумага, главный, пуговицы, марка, попугай, рука.
2.Соотнесение звуков Г-Г, К-К с буквами Г-К и символами для их обозначения.
Г- гэ узнаешь без труда,
очень горбится она.
К- На прямую палочку
справа села галочка.
там поныне и сидит -
Буквой КА на нас глядит.
3. Работа со словами, отличающимися буквами Г-К.
- Вставьте в слова буквы Г-К, уточните смысл слов:
гора-кора
голос-колос
игра-икра
гол- кол
- Вставьте пропущенные слоги ГА или КА в слова:
Доро- , раду- , вил- , но- , ро- , вет- .
- Дописать недостающее слово: ( на индивид. карточках )
Весь чердак уже …,
Бьются голуби … . ( в окне, в огне)
ФИЗМИНУТКА:
- Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу.
- Топай правою ногой,
Топай левою ногой,
Снова правою ногой,
Снова левою ногой,
После правою ногой,
После левою ногой,
Вот тогда придёшь домой.
- Мы сегодня загадки отгадывали про птиц. Помогите мне разобрать картинки с перелётными и зимующими птицами: гусь. иволга, скворец. утка, жаворонок, воробей, синица. сорока, ворона. (у каждого на столе картинки, ученики на доске распределяют на две группы).
- Выписать в тетрадь только названия птиц с буквами Г-К.
- Как назвать одним словом эти птицы? ( дикие)
Подчеркнуть буквы. В какой позиции стоят звуки и буквы. ( в сильной, можно проверить по работе голосовых связок).
4. Повторение правописания парных согласных на конце слова
- Определите по голосу птиц ( по компьютеру : курица. петух. индюк)
- В каком слове позиция слабая? ( на конце слова- индюк, есть выбор написания).
- Вспомните правило: звук согласный проверяй, рядом гласный подставляй.
ИНДЮК/ Г- ИНДЮКИ- ИНДЮК
СНЕК/ Г- НЕТ СНЕГА — СНЕГ
( флаг, шаг, фартук)
7. Звуковой анализ на уровне предложения.
- Составить предложение с любым из слов-названий птиц..
В ЛЕСУ ГРОМКО ПОЁТ КЛЁСТ.
ВЕСНОЙ ПРИЛЕТАЮТ ГРАЧИ. ( дифференцированные задания)
- Повторение схемы предложения: ____ ____ ____ .
III. Итог занятия.
Оценка работы учеников:
- Какое у вас сейчас настроение? Обозначьте его, нарисовав личики. Какие они у вас получились? (рефлексия)
Москвитина М.А.,
учитель-логопед