Тема: «Проказник-кот»
Цель:
- обучение творческому рассказыванию.
Задачи:
Образовательная:
- Формировать умение внимательно рассматривать картинки.
- Совершенствовать умение составлять рассказ по опыту, воображению, опираясь на план.-четверостишие.
- Упражнять в отгадывании описательных загадок на заданную тему.
Развивающая:
- Упражнять в подборе слов, близких по значению, подбирать слова, обозначенные действия предметов, признаки предметов.
- Уточнить и закрепить правильное произношение звуков [с] и [з], [ш]и[ж], [ч]и[щ], и дифференцировать их на слух.
- Совершенствовать умение называть слова с заданным звуком в слове.
- Развивать память, мышление, наблюдательность.
Воспитательная:
- Вызвать интерес к домашним животным, развивать чувство эмпатии, доброжелательности.
- Воспитывать уважение на занятии к другим детям, не перебивать друг друга, дослушивать товарища до конца.
Методы:
- Словесный
- Наглядный.
Приемы:
- Загадывание загадок.
- Рассматривание картины.
- Беседа.
- Физминутка.
- Игровой.
Словарная работа:
- Закрепление в речи детей умение поддерживать беседу.
- Внесение в словарь детей новых слов: режиссер, проказник, резвится, дремлет, лакает.
Логопед: Ребята, сегодня мы будем говорить о домашнем животном. О каком именно животном вы будете рассказывать, вы узнаете, когда каждый из вас отгадает загадку. Загадки я буду загадывать на ушко.
Острые коготки, мягкие подушки.
Шерстка пушистая, длинные усы.
Мурлычет, лакает молоко.
Умывается языком, прячет нос, когда холодно.
Хорошо видит в темноте, песни поет.
У нее хороший слух, ходит неслышно.
Умеет выгибать спинку, царапается.
- Какая у вас отгадка получилась?
Дети: Кошка.
Логопед: Отвечаем по очереди:
- Чем покрыто тело кошки?
- Где живет кошка?
- Чем питается?
- Какой может быть кошка?
Дети: ленивой, ловкой, быстрой, игривой, ласковой, хищной, хитрой
- Что она может делать?
Дети: Играть, охотиться, ловить мышей, царапаться, кусаться, проказничать, мурлыкать, мяукать, умываться, спать, потягиваться, тереться.
- Почему люди заводят дома кошку или котика?
Дети: Кот ловит мышей; с ним хорошо, уютно, он ласковый,
- Послушайте стихотворение:
Жил у нас проказник-кот.
Много было с ним хлопот.
А как выгнали кота –
Поселилась скукота.
Логопед: Что значит проказник? Это хулиган? Вор? Разбойник? (Логопед, изменяя модуляцию голоса – от ласкового до жесткого, резкого усиливает нарастающий негатив).
Дети: Любит баловаться, играть, бегать, нападать, запутать нитки в клубке, что-то нечаянно уронить вазу, прыгнуть на шторку и оборвать ее.
Логопед: А что значит скучно?
Дети: Когда грустно, нет настроения, ничего не хочется, тоскливо.
Физминутка:
«Котик»
Вот какой коташка,
Круглая мордашка, (Останавливаются, показывают обеими руками мордашку)
И на каждой лапке (Ритмично вытягивают вперед то левую, то правую руку)
Коготки-царапки. (Крадутся по кругу друг за другом на носочках)
Все ему игрушки —
Кубик и катушки. (Выполняя поскоки, двигаются по кругу друг за другом)
Котик, точно мячик,
По квартире скачет. (Прыгают на носочках. Держат руки на поясе)
О. Высоцкая
Хвост пушистый бело-рыжий
Едет плавно над травой. Дети изображают крадушийся хвост-согнутая в локте рука.
Едет к птичке: ближе, ближе На носочках плавно крадутся.
Замер, будто неживой… Замирают в движении.
Хвост здесь, видно, неспроста.. Грозят пальцем
Улетай, скворец, с дорожки! Подпрыгивают и машут руками, как крыльями.
Бывают кошки без хвоста, Поворачивают голову назад.
Но не бывает хвоста без кошки! Идут по кругу , помахивая рукой, как хвостиком
- Все вы видели какой-нибудь фильм. Фильм можно увидеть, услышать героев. В фильме мы сопереживаем героям, волнуемся, жалеем. Фильм снимает режиссер. Чтобы снять фильм, режиссер должен увидеть его внутри себя. Сегодня мы с вами будем режиссерами, вы придумаете свой фильм про проказника –кота. Расскажите так, чтобы мы могли увидеть ваш фильм, услышать и почувствовать.
Узнать, каким был кот, как его звали, что он сделал, и чтобы концовка фильма доброй.
Дети придумывают свои рассказы. Логопед помогает, направляет, исправляет, хвалит.
Примерный рассказ-фильм в конце занятия:
У нас жил кот Семен. Он был рыжего цвета с зелеными глазами. Кот был веселый, озорной, проказник, но очень неуклюжий. Очень любил что-нибудь катать: мячик, ручку, клубок. Бежит и подбрасывает вверх. Глаза дикие, мордочка озорная, забавная. И вот однажды Семен разбегался, разыгрался и нечаянно уронил хрустальную вазу, которая стояла на журнальном столике. Мама увидела, рассердилась и выгнала Семена на улицу. Вечером все собрались у телевизора. Но дома было, тихо, неуютно, тоскливо. Просто скукота! Жалко стало наказанного кота. Все вышли его искать. Семен сидел на заборе нахохлившись. Такой жалкий и грустный. Когда принесли домой, он поел и тихо лег на диван. И всем стало весело и хорошо от его мурлыканья!
Составив рассказ, дети выбирают себе картинку котика.
Щеблыкина В.Л.,
учитель-логопед