Данный конспект НОД направлен на развитие лексико-грамматических категорий у детей, посещающих подготовительную к школе группе компенсирующей направленности с тяжёлыми нарушениями речи по теме «Наша страна». Целями данного занятия являются развитие грамматических понятий, расширение и уточнение словаря, воспитание гордости за свою родину.
Непосредственно образовательная деятельность по развитию лексико-грамматических категорий в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Тема: «Наша страна»
Цели:
- закреплять знания о флаге, гимне и гербе России, Краснодарского края;
- активизировать словарь по теме;
- закреплять умение образовывать прилагательные от существительных;
- развивать умение согласовывать слова в предложениях;
- воспитывать чувство гордости за свою страну.
Оборудование:
- картинки с изображением животных и растений, изображения государственной символики, полоски из разноцветного картона, коврограф.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом.
В.Степанов
II. Объявление темы.
- О чём это стихотворение? Сегодня мы поговорим о том, что такое Родина для каждого человека.
III. Основная часть.
1. Вводная беседа.
- Как вы понимаете, это слово- Родина?
Родина- это страна, в которой вы родились, это дом, в котором вы живёте, это родные и друзья.
- В какой стране мы живём?
- Как называется главный город нашей страны?
2. Игра «Какой? Какая? Какое?»
Город в России- российский город;
Деревня в России- ..; паспорт гражданина России- .. ; народ, который живёт в России- ..; памятники России- …
3. Закрепление знаний о символике России.
- У каждой страны есть флаг, гимн, герб. На нашем российском флаге три полосы. Белая означает чистоту и справедливость. Синяя- мирное небо. Красная- силу и красоту. Этот флаг в России ввёл царь Пётр I. Когда звучит государственный гимн и поднимается государственный флаг, граждане этой страны встают. Также у каждой страны есть свой герб. Герб России- двуглавый орёл.
4. Игровое упражнение «Собери флаг».
- А теперь, ребята соберите флаг России из цветных полосок, но будьте внимательны, полоски понадобятся не всех цветов, и распределить их нужно в правильной последовательности.(Дети собирают флаг на коврографе).
Белый цвет- берёзка,
Синий- неба цвет,
Красная полоска-
Солнечный рассвет.
5. Упражнение «Объясни пословицу».
-О Родине наш народ сочинил много пословиц. Послушайте и объясните, как вы их понимаете:
* Нет в мире краше Родины нашей;
*Всякому мила своя сторона;
*Везде хорошо, а дома лучше;
*Одна у человека мать, одна у него Родина.
Физкультминутка
Нет на свете Родины красивей -
Дети шагают на месте.
Боевой страны богатырей.
Изображают «богатырей»
Вот она, по имени Россия, от морей простёрлась до морей.
А.Прокофьев
Шагают на месте и широко разводят руки.
6. Закрепление знаний о символике Краснодарского края.
- У каждого из нас есть ещё и малая родина. Это наш родной край, наша станица.
- Мы с вами живём в Краснодарском крае, на Кубани. Краснодарский край то же имеет свой флаг, гимн и герб. Флаг Краснодарского края имеет три полосы: синяя, малиновая, зелёная. Синяя полоса- это моря, реки, небо; малиновая- красота и мужество; зелёная- травы, леса, поля Кубани. В центре флага расположен герб. На зелёном щите изображена крепость с двумя крупными башнями и с открытыми воротами. Крепость символизирует военные заслуги казачества.
7. Игровое упражнение «Животные и растения родного края».
Дети называют животное или растение и определяют, какое из них живёт на Кубани, в России, в других местах планеты.
8. Упражнение «Подружи слова».
- Я назову слова, которые поссорились, вам нужно помирить их и сказать, какое получится в итоге предложение.
- Родина, большая, и, наша, красивая;
- российский, очень, народ, гостеприимный;
- город, главный, страна, наша, Москва;
- мы, Кубань, живём, на;
- очень, край, Кубань, красивый.
IV. Итог.
- Что для вас Родина? (стихотворение наизусть читают дети по четверостишию)
«Родина».
Родина- слово большое-большое
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
В нём умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья,
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, садик, котёнок и я…
Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком
И на щёчке родинка-
Это тоже Родина.
Т. Бокова
Берлизова О.Н.,
учитель-логопед