Конспект составлен с учетом речевого диагноза (ОНР I – II уровня) детей, их произносительных способностей и учитывает специфику работы с такими детьми – многократное повторение речевого материала для его усвоения. В ходе занятия используется конструктор LEGO (набор «Семья»).
Конспект логопедической непосредственно образовательной деятельности в средней группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) c использованием конструктора LEGO.
Тема «Мебель»
Программное содержание:
- Расширение и конкретизация представлений о мебели, ее назначении, частях, из которых она состоит.
- Совершенствование грамматического строя речи: образование множественного числа существительных, существительных с уменьшительно-ласкательным значением.
- Активизация самостоятельной речи детей, формирование речевой мотивации и инициативы.
- Формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, инициативности и самостоятельности.
Оборудование:
- кукольная семья (мама, папа, ребенок),
- кукольная мебель (набор Лего).
Ход НОД
1. Оргмомент.
Назвать предметы круглой/квадратной формы
2. Основная часть.
- Ребята, к нам из другого города приехала семья кукол: папа Витя, мама Лена, дочки Катя. Привезли с собой свою мебель, но по дороге она поломалась. Просили нас починить.
Логопед достает из коробки части 3х столов.
– Посмотрите, что это? Это ножка от стола и столешница. Коля и Петя и Маша, сможете починить? (дети собирают стол).
- Коля, что ты собрал?
- Петя, что ты собрал? (стол).
- Маша, что собрала ты? У тебя не большой стол, а маленький… (столик)
- Вы собрали …(столы).
- Какого цвета твой стол, Коля? (Стол желтый).
- Какого цвета твой стол, Петя? (желтый).
- Столы какие? (желтые)
- А у тетя столик какого цвета? (красный)
- Для кого эти большие столы? (для папы и мамы).
- А меленький столик для кого? (для дочки Кати)
Еще у нашей семьи есть вот такой предмет мебели. – Логопед достает детали шкафов. Кто поможет собрать шкаф? (дети собирают шкафы)
Логопед, обращаясь к каждому ребенку:
- Что ты собрал? (шкаф)
- А что ты собрал? (шкаф)
- А ты что собрала? (шкафчик)
- Что вы собрали? (шкафы)
- Какого цвета твой шкаф (красный)
- Какого цвета твой шкаф (синий)
- Какого цвета твой шкаф (желтый)
- Для кого эти большие шкафы? (для папы и мамы).
- А для кого маленький шкафчик? (для дочки Кати)
Аналогично отрабатываются другие предметы мебели: стул, кровать.
3. Динамическая пауза.
4. Игра «Расставим мебель».
- Вот мы и разобрали с вами всю мебель, которую привезли наши гости. Но теперь ее надо правильно расставить в квартире.
Логопед выставляет на наборное полотно картинки с изображением комнат.
- Какие комнаты в квартире наших друзей, давайте посмотрим. Это гостиная здесь встречают гостей. Это спальня, в ней … (дети договаривают: спят) Кто в ней спит? (мама и папа). Это кухня, в ней готовят и … (едят). Это детская, комната для … (детей). У вас на столах картинки с изображением предметов мебели. Расставьте мебель по комнатам, где она должна стоять. У меня стул, я поставлю его в кухню. А что у вас?
Дети выходят по одному и располагают свой предмет мебели рядом с соответствующей картинкой комнаты.
Вопросы логопеда:
- Что у тебя?
- Куда поставишь …(называется предмет мебели)?
Если ребенок в состоянии произнести названия мебели и комнат, следим за правильным произнесением. Если нет – логопед
проговаривает названия сам:
- Это шкаф. Он стоит в спальне.
5. Итог. Оценка деятельности детей.
Троян Н.А.,
учитель-логопед