Аннотация: Конспект логопедического занятия содержит развивающие игры и задания по теме «Фрукты» для старших дошкольников, позволяющих совершенствовать лексико-грамматический строй и связную речь. Помимо классических средств предлагается использовать планшетный компьютер, взаимодействие с которым повышает интерес и вовлеченность детей в речевое общение.
Конспект логопедического занятия «Фрукты» для старшего возраста.
Цели и задачи:
- закрепить и уточнить знания детей о фруктах;
- закрепить умение детей составлять описательные рассказы; образовывать прилагательные от существительных, уменьшительно–ласкательные формы существительных, развивать словарь;
- тренировать внимание, мышление, память.
Оборудование:
- демонстрационный материал – муляжи фруктов, схема картинно-графического плана; раздаточный материал – картинки фруктов; мягкий мяч, планшетный компьютер с играми «Тени», «Четвертый лишний».
Ход занятия:
1. Организационный момент.
- Сядет тот, кто стоит между …, за …, перед …, около …, рядом … .
2. Фруктовая разминка.
Перед детьми выставляются муляжи фруктов. С опорой на муляжи дети отвечают на вопросы логопеда:
- Что это? Какой по форме? По цвету? На вкус? Как мы называем все это одним словом? (Фрукты.) Где растут фрукты? На чем? Как называется сад, в котором растут фруктовые деревья?
3. Дидактические игры «Чего не стало?», «Что изменилось?»
Детям предлагают запомнить фрукты и их расположение. Игроки закрывают глаза, в это время ведущий (взрослый или ребенок) убирает один фрукт. По сигналу игроки открывают глаза и называют, какого фрукта не стало. Игру усложняют, если ведущий прячет несколько фруктов или меняет их местами.
4. Составление рассказов.
Логопед загадывает загадку:
На сучках висят шары.
Посинели от жары.
- Как вы думаете, что это? (Слива)
Логопед составляет описательный рассказ о сливе:
- Это – слива. Она овальной формы. Она фиолетового цвета. Слива вкусная, душистая, сочная. Растет в саду на дереве.
Два-три ребенка составляют описательные рассказы о других фруктах по картинно-графическому плану.
- Цвет
- Форма
- Величина
- Вкус
- Какой на ощупь
- В каком виде употребляют в пищу
5. Физкультминутка.
Дети становятся в круг.
Будем мы варить компот.
Фруктов нужно много. Вот:
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить.
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот.
Угостим честной народ.
(Н.Нищева)
Маршируют по кругу, останавливаются.
«Считают» указательным пальцем,
«крошат»,
«рубят»,
«отжимают»,
«кладут»,
приседают,
Хлопают в ладоши.
6. Дидактическая игра с мячом «Какой сок приготовили?»
Логопед, стоя в центре круга, задает ребенку вопрос и бросает мяч. Ребенок ловит мяч и образует прилагательное от существительного:
- Из яблока сок какой? — Яблочный. и т.д.
7. Дидактическая игра «Фруктовое лото».
Дети поочередно выбирают картинку фрукта, называют его и образуют уменьшительно-ласкательную форму существительного:
- Вишня – вишенка и т.д.
8. Игры для планшетного компьютера:
- «Тени»: задача – выбрать подходящий фрукт для предложенного силуэта.
- «Четвертый лишний»: задача – выбрать лишний предмет, не относящийся к фруктам.
9. Рассказ логопеда. Итог занятия.
- Осенью в садах собирают урожай фруктов. Люди аккуратно снимают плоды с деревьев, чтобы не повредить их. Фрукты полезны: в них много витаминов. Все любят фрукты, потому что они сочные, сладкие, душистые, ароматные. Но едят фрукты не только в сыром виде, а также из них делают соки, джемы, варят компоты, варенье.
10. Работа над составлением описательных рассказов продолжается в индивидуальной и подгрупповой форме.
Янсон Г.Ю.,
учитель-логопед