Цель:
- автоматизировать звук [л] в слогах, словах, предложениях.
Задачи:
Образовательные:
- закреплять правильное произношение звука [л] в слогах, словах, предложениях.
Коррекционные:
- развивать целостное восприятие, память, мелкую моторику, внимание, фонематический слух;
- обогащение и расширение словарного запаса;
- закреплять навыки звукового анализа и синтеза;
Воспитательные:
- воспитывать самостоятельность, интерес к занятию.
Оборудование:
- кубики-символы для артикуляционной гимнастики, набор предметных картинок: лапти, вилка, лошадь, велосипед, осел, футбол, ласточка, пила, молоток, волк, палка, мел, ласты, булка, фиалка, стол, вешалка, лук, лодка, фигурки из бумаги героев мультфильма «Лунтик».
Ход занятия
1. Организационный момент.
- Сегодня нам принесли письмо. От кого — догадайтесь сами. Даю подсказку: он — герой мультфильма. У него много друзей.
Игра «Да-нетка».
(дети задают вопросы, пытаясь определить героя)
Да, это Лунтик. Посмотрим, что в конверте. Да здесь какая-то карта. Лунтик пишет ,что он заблудился и найти его можно только с помощью этой карты и заданий, которые к ней прилагаются.
А вот и первое задание.
2. Артикуляционная гимнастика.
Подружка Лунтика, Мила , не умеет выговаривать звук –Л-, но очень хочет научиться. Давайте ей поможем. Но сначала повторим все, что знаем об этом звуке.(складываем из кубиков профиль звука).
Повторяем упражнения:
- Заборчик
- Чистим зубки
- Качели
- Пароход
- Произносим изолированно –Л-Л-Л
Вы молодцы. Справились с первым заданием. И получаете первую подсказку. (4 шага прямо)
Дети, встав из-за стола делают 4 шага и ставят указатель в этом месте.
3. Автоматизация звука [Л] в слогах.
Чтобы получить вторую подсказку, нужно помочь пчеленку собрать нектар с цветков. (По дорлжке летим до ромашки… колокольчика… клубники.., проговаривая слоги)
- ла-ла-ла
- ала-ала-ала
- лу-лу-лу
- улу-улу-улу
- лы-лы-лы
- ылы-ылы-ылы
- ло-ло-ло
- оло-оло-оло
Дети, ваполнив задание, получают следующую подсказку и передвигают указатель.
4. Формирование навыка звукового анализа.
Чтобы получить новую подсказку, необходимо вместе с Кузей разложить яблоки по лукошкам.
- 1 — слова, где Л в начале слова.
- 2- слова, где Л в середине.
- 3- слова, где Л в конце слова.
5. Игровой прием ТРИЗ “вхождение в картину”.
Мы с вами на лужайке вместе с Милой, Кузей и Пчеленком. Закройте глаза и представьте: Светит солнышко, расцветают цветы, поют птицы, летают бабочки.
(музыкальное сопровождение)
Логопед: “Продолжите предложения:
Я ощущаю руками…(холодный мокрый снег, нежные клейкие листочки и т.п.)
Я слушаю….(пение птиц, звон ручья, звон капели)
Я чувствую запах… (Цветов, свежести, влаги, листьев)
6. Автоматизация звука [Л] в предложениях.
Ребята, гусеницы как всегда вредничают. Они перепутали предложения, которые сочинил пчеленок. Помогите их распутать.
- Салат ел Милу.
- Салазки везут Славу.
- Пол упал на стул.
- Футбол уехал на папу.
- Лопатка взяла Лолу.
- Ладони вымыли Клаву.
- Кукла купила Лушу.
- Лук полол Милу.
- Белый платок надел Аллу.
7. Физкультминутка.
А теперь давай прогуляемся по волшебной полянке.
«Любим с Лунтиком играть –
Как кузнечики скакать,
И как пчелки полетать.
На цветочки тихо сели.
Мы вздохнули и уснули».
Ребенок выполняет упражнения:
- скачет на двух ногах;
- машет руками;
- садится на корточки;
- руки под щеку.
8. Развитие фонематического слуха.
Ну, а теперь давайте зарабатывать следующую подсказку. Жабе Клаве и Миле Нужно собрать картинки, которых есть звук -Л-
(произносят слова: Клава скакала, скакала, ….. увидала.) Получают очередную подсказку.
9. Развитие творческих способностей.
Из собранных слов составляют рассказ (метод каталога).
Цель: научить ребенка связывать в единую сюжетную линию случайно выбранные объекты, сформировать умение составлять сказочный текст по модели, в которой присутствуют два героя (положительный и отрицательный), имеющие свои цели; их друзья, помогающие эти цели достигнуть; определенное место.
В структуру большой группы сказок входят следующие составляющие: положительный и отрицательный герой, зло, причиненное отрицательным героем, борьба положительного героя с этим злом. На помощь и одному, и другому герою могут приходить друзья или волшебства.
- Пошел гулять (путешествовать, смотреть…)… Куда?
- Встретил кого злого? Какое зло этот отрицательный герой всем причинял?
- Был у нашего героя друг. Кто? Какой он был? Как он мог помочь главному герою? Что стало со злым героем?
- Где наши друзья стали жить?
- Что стали делать?
Справившись с заданием, получают последнюю подсказку: 4 шага вправо. Находят Лунтика со сладким сюрпризом.
10. Итог занятия. Рефлексия.
Мы с вами сумели найти заблудившегося Лунтика.
Давайте вспомним, кому мы сегодня помогали? Какие задания выполняли. Что понравилось? Ну а Лунтик и его друзья с вами прощаются. До новых встреч.
Бабкова Ольга Сергеевна,
учитель-логопед
МБДОУ д\с №6,
г. Рассказово Тамбовской обл.