Конспект занятия по развитию связной речи в старшей логопедической группе с ОНР
Пересказ рассказа «Бабочка- красавица»
Программные задачи:
1. Коррекционно-образовательные задачи:
- обогащать словарь по теме «Насекомые»;
- обучать детей пересказу рассказа с опорой на схематичные рисунки;
- формировать умение передавать содержание текста, соблюдая связность и последовательность изложения. употреблять разнообразные языковые средства в соответствии с текстом произведения.
- совершенствовать грамматический строй речи
2. Коррекционно-развивающие задачи:
- развивать связную речь, интонационную выразительность речи, логическое мышление, зрительное и слуховое внимание, общую и тонкую моторику, координацию речи с движением.
3. Коррекционно-воспитательные задачи:
- воспитывать любовь к природе, бережного отношения к насекомым.
Оборудование и материал: ноутбук, аудиозапись, серия схематичных рисунков, бумажная бабочка, кукла Лунтик.
Предварительная работа: презентация «Бабочки», чтение произведения Г.Глушнева «Любопытная бабочка».
Ход занятия:
I. Оргмомент — загадывание загадки:
Расту червяком, питаюсь листком,
Потом засыпаю, себя обмотаю,
Не ем, не гляжу, неподвижно лежу.
Но с новой весною я вдруг оживаю,
Свой дом покидаю, как птичка порхаю. (Бабочка).
Дыхательная гимнастика. Упражнение «Разноцветные бабочки».
(Создание эмоционально положительного фона. Выработка длительного плавного выдоха и направленной воздушной струи.)
Воспитатель предлагает встать около стоек, на которых закреплены бумажные бабочки. Предлагает подуть так, чтобы они закружились в воздухе: «Ф-у-у-у». Упражнение повторить с перерывом 4—5 раз по команде.
Пальчиковая гимнастика «Бабочка»
Кисти рук расположить горизонтально. Скрестить большие пальцы.
Махи кистями рук, изображая крылышки бабочки.
Ах, красавица, какая-
Эта бабочка большая!
Над цветами полетала-
И мгновенно вдруг пропала.
(Упражнение повторить 2 раза)
Появление Лунтика:
- Привет, друзья! Я к вам очень торопился. Я хочу поиграть в игру “Игра в слова”. Я прочитаю вам слова, а вы подумайте, какие из них подходят бабочке.
Словарь: порхает, увёртливая, трудолюбивая, надоедливая, улей, звенит, стрекочет, вредитель, пестрокрылая, большие глаза, защитная окраска, пыльца, нектар, рой.
II. Игра-имитация “Собери нектар”.
(Дети-насекомые и дети-цветы)
Воспитатель:
- Дети, Лунтик очень хочет послушать рассказ про бабочку. Сейчас я вам расскажу рассказ «Бабочка-красавица», написала его Людмила Белоусова.
III. Рассказывание рассказа Людмилы Белоусовой «Бабочка-красавица» с опорой на схематичные рисунки:
На листочке яблони бабочка отложила яички-шарики. (рисунок №1)
Из одного яичка появилась маленькая гусеничка. Она была некрасивая, полосатая, с густыми жесткими волосками. (рисунок №2)
Увидела маленькая гусеничка большое красивое яблоко и подумала: «Нехорошо портить такое яблоко . А что делать, есть-то хочется!» (рисунок №3)
Прошло время , и из куколки , в которую превратилась гусеничка, появилась чудесная бабочка. Увидела она свое отражение в лужице и воскликнула: «Ах, какая я красавица! Крылья разноцветные , глаза большие , усики короткие , ротик – хоботок!» (рисунок №4)
Стала чудесная бабочка порхать с цветка на цветок и радовать людей своей красотой. (рисунок №5)
А потом, налетавшись и напорхавшись, она отложила на листочке яички-шарики, чтобы появились новые гусенички и новые бабочки-красавицы. (рисунок №6)
Вопросы :
- Где отложила яички-шарики бабочка?
- Откуда появилась маленькая гусеничка? Какая она была?
- Что увидела маленькая гусеничка? О чем она подумала?
- Откуда появилась чудесная бабочка?
- Что воскликнула бабочка, увидев свое отражение в лужице?
- Что потом стала делать бабочка?
- Что сделала бабочка, налетавшись и напорхавшись?
- Для чего бабочка отложила на листочке яички-шарики?
V. Физминутка «Бабочка»
Спал цветок (дети сидят, сложа руки)
И вдруг проснулся (встали)
Встрепенулся (наклоны влево – вправо; руки свободно опущены)
Потянулся (поднимают руки, тянутся вверх, встав на носочки)
Взвился вверх (движения кистями рук вперёд – назад)
И полетел (руки в стороны, повороты туловища влево – вправо)
Солнце утром лишь проснётся (повороты вокруг себя на месте)
Бабочка кружит и вьётся (имитация взмахов крыльев бабочки).
– Садимся и продолжаем работать.
VI. Повторное рассказывание текста воспитателем с установкой на запоминание.
VII. Пересказ рассказа «Бабочка-красавица» детьми «по цепочке».
(Каждый ребёнок по очереди рассказывает по одной картинке, соблюдая логическую последовательность.)
Лунтик:
- Отлично! Вы постарались в точности пересказать эту историю!
Итог:
Звучит музыка, в это время с люстры спускается бабочка на нитке. Воспитатель обращает внимание на бабочку.
– «Ой, еще одна бабочка к нам прилетела. Она хочет что-то рассказать детям».
– «Расскажи нам, бабочка, как живется тебе? Как тебе не устать день-деньской все порхать?»
(Звучит запись стихотворения – ответ бабочки:
Я живу средь лугов, в блеске летнего дня.
Ароматы цветов – вот вся пища моя.
Но коротка моя жизнь: она не более дня…
Будь же добр, человек, и не трогай меня!).
Воспитатель:
Дети, почему нельзя трогать бабочек?
Крылья бабочки покрыты мелкими чешуйками, которые покрыты красящими веществами. Они придают бабочке яркую окраску. Если взять бабочку в руки, можно повредить эти чешуйки и тогда бабочка погибнет. Не берите бабочек в руки и другим не разрешайте этого делать. Сохраните красоту!
Рефлексия:
Что нового вы узнали о бабочке?
Ермилова С.А.,
воспитатель