Тема: Звук [В], буква В
Цель: познакомить детей со звуком [В], с буквой В
Задачи:
- Учить детей определять место звука в слове.
- Учить выделять звук в потоке слов и сочетаний звуков.
- Совершенствовать фонематическое восприятие, навык звукового анализа и синтеза.
- Учить детей образовывать родственные слова.
- Развивать словарный запас по теме: профессии
- развивать внимание, память, моторику.
Оборудование:
- предметные картинки;
- карточки – символы;
- буква В
- светофор (Полоска бумаги, разделенная на три части: красный, желтый, зеленый. Определение позиции звука. Красный – начало слова, желтый – середина слова, зеленый — конец слова)
1. Организационный момент.
Назвать первый звук в словах: учитель, продавец, маляр, дворник, швея, нянечка, повар, медсестра, шофер, доктор, парикмахер.
2. Новый материал. Знакомство со звуком В.
Загадка
Кто с улыбкой нас встречает,
На вопросы отвечает,
Учит нас считать, лепить,
и поделки мастерить?
Воспитатель.
Назовите первый звук.
(звук В) дайте характеристику звука [В]
([в] – согласный, твердый, звонкий.)
Сегодня у нас в гостях звук В.
3. Игра «Поймай звук [В]».
Логопед называет слова, дети поднимают карточку-символ звука В.
машинист, летчик, капитан, крановщик, трактор, повар, врач, плотник, маляр, экскаватор, медсестра, полицейский, дворник, учитель, воспитатель.
4. Игра «Светофор» (где спрятался звук [в] в начале, в конце или середине слова).
Повар, дворник, водитель, врач, швабра, гвоздь, водолаз, поварешка, дерево, экскаватор, вахтер, автобус.
5. Игра «Подскажи словечко».
По мосту чтоб мчался скорый, Чинит он на дне опоры. Целый день за разом раз — Вглубь ныряет… (водолаз)
Кто движеньем управляет? Кто машины пропускает, На широкой мостовой — Машет жезлом… (постовой)
На посту он в снег и в зной, Охраняет наш покой. Человек, присяге верный, Называется… (военный)
Кто пропишет витамины? Кто излечит от ангины? На прививках ты не плачь — Как лечиться, знает… (врач)
Учит вежливости нас, Почитает вслух рассказ. Не учитель, не писатель. Это няня… (воспитатель)
6. Игра «Найди слова со звуком В».
- Встанет дворник на заре Снег расчистит во дворе.
- Нажал водитель на педаль, И побежал троллейбус вдаль.
- Все болезни лечит — врач Он уколет – и не плачь.
7. Физминутка. Потрудились – отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо, поворот.
Наклониться, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили! Найти слова со звуком [В]
8. Игра с мячом «Назови профессии» (Образование родственных слов.)
- Варит обед- повар
- Проводит экскурсию — экскурсовод
- Дрессирует животных — дрессировщик
- Воспитывает детей — воспитатель
- Работает на кране — крановщик
- Водит машину — водитель
- Убирает двор – дворник
- Работает в саду-с садовник
9. Звуковой анализ слов.
врач, повар.
10. Диктант.
Нарисовать столько кружков, сколько звуков в каждом слове
- швабра, варит, двор, водит.
11. Знакомство с буквой В.
На что похожа буква В?
В — буква очень важная,
Воображала страшная.
Грудь колесом, живот надут,
Как будто нет важнее тут.
Чтение слогов.
ВА, ВО, ВУ, ВЫ
12. Итог.
Какой звук был в гостях?
Придумайте слова со звуком [В]
Что вы скажите своему воспитателю? Какая Татьяна Владимировна?
Агапитова Е.В.,
учитель-логопед