Аннотация: Лексико-грамматическое занятие в подготовительной к школе логопедической группе по теме «Фрукты». Материал, отобранный для занятия, соответствует возрасту детей, доступен для понимания, насыщен игрой и наглядностью, предполагает активную деятельность детей. Использовалась презентация, художественное слово, речевые упражнения, которые способствовали накоплению и уточнению словаря детей. Обращалось внимание на формирование у детей навыков учебной деятельности: умение слушать и слышать указание педагога, работать в определённом темпе.
Лексико грамматическое занятие по теме: «Фрукты»
Интеграция образовательных областей:
- «Познавательное развитие»,
- «Социально-коммуникативное развитие»,
- «Физическое развитие».
Программные задачи:
Речевое развитие:
1. Закреплять словарь по лексической теме «Фрукты» .
2. Упражнять в согласовании в речи прилагательных с существительными.
3. Закреплять умение дифференцировать овощи и фрукты.
Познавательное развитие:
1. Развивать логическое мышление, связную речь.
«Социально-коммуникативное развитие»:
1. Воспитывать чувство импатии, желание помогать сказочным героям и друг другу.
«Физическое развитие»:
1. Развивать умение координировать речь с движениями.
Оборудование:
- картинка «Фруктовый сад», картинки с изображением овощей и фруктов, муляжи, обруч, две плоскостные корзинки, две кастрюли, магнитная доска.
Ход ООД
1. Открытый вход в деятельность.
В группе появляются Незнайка и Буратино, плачут.
- Оказывается, мамы попросили их купить овощи и фрукты, чтобы угостить гостей, а они не знают, где им их найти, и чем они различаются.
2. Вводно-организационный этап.
Беседа:
- Где можно купить овощи и фрукты?
- Где выращивают овощи?
- На чем они растут?
- Где выращивают фрукты?
- На чем растут фрукты?
- Для чего люди покупают овощи и фрукты?
- Что можно приготовить из овощей, из фруктов?
3. Мотивация на деятельность.
- Сегодня я предлагаю вам рассказать Незнайке и Буратино, что вы знаете об овощах и фруктах, и научить их различать их.
4. Расширение имеющихся знаний.
Игра «Во саду ли в огороде».
Педагог предлагает детям разложить овощи и фрукты (картинки) в корзинки: овощи – в красную, фрукты – в синюю. Сопровождая действия словами: «Помидор – это овощ. Он растет в огороде на грядке. Я положу его в красную корзину. И т.д.
Игра «Четвертый лишний».
Детям предлагается выбрать лишний предмет из 4 представленных на картинках и объяснить свой ответ.
Игра «Повар».
Педагог предлагает детям научить веселых человечков готовить суп и компот. Для этого детям предлагается выбрать овощи для супа (горох, картофель, капуста, морковь, лук), назвать их и положить их в большую кастрюлю. Назвать какой суп получился из овощей? (овощной)
В другую кастрюлю дети складывают фрукты для компота.
- Какой компот мы сварили? (фруктовый)
Игра «Овощное или фруктовое».
Логопед просит детей сказать, какое блюдо он назвал овощное или фруктовое: салат, суп, солянка, сок, мороженное, компот, варенье, начинка для пирога, джем и т.п.
5. Динамическая пауза.
«Собираем урожай».
В обруче вперемешку лежат муляжи овощей и фруктов. Разделить детей на две команды. Предложить одной команде собрать овощи в ведро, а другой- собрать фрукты в корзину. По сигналу логопеда дети выполняют задание.
6. Практическая деятельность.
Игра «Доскажи словечко».
Логопед зачитывает текст, дети отгадывают последнее слово в каждом двустишии, а после изображают, как они собирают тот или иной овощ или фрукт.
Поздним летом в огород
Собирается народ.
Зрел все лето урожай!
Что собрали? Отгадай!
Из земли – за чуб плутовку
Тянем сочную …(морковку)
Надо поклониться низко,
Чтобы вытащить …(редиску)
Здесь весною было пусто.
Летом выросла … (капуста)
Помогает деду внук -
Собирает с грядок …(лук)
Солнышко светило, чтоб
Ярче зеленел… (укроп)
Просит дедушка Федюшку:
Собери еще … (петрушку)
Собираем мы в лукошко
Очень крупную …(картошку)
Вот зеленый толстячок -
Крупный, гладкий …(кабачок)
От дождя земля намокла-
Вылезай толстушка … (свекла)
И красавиц — великан
Темно –синий …(баклажан)
А теперь пойдем мы в сад,
Там созрел уж … (виноград)
Для Володи и Катюши
Соберем в корзину … (груши)
Очень сочны и красивы
Выросли на ветках … (сливы)
Не забудем для Алены
Очень кислые … (лимоны)
Для Сережи и Ирины
Набираем … (мандарины)
Для начинки в пироги
Набираем … (яблоки)
Вот и все! Хоть и устали,
Урожай мы весь собрали!
7 . Открытый выход из деятельности.
А теперь давайте поможем Незнайке и Буратино купить овощи и фрукты, проводим их в наш магазин.
Бикмаева А.Н.,
учитель-логопед