Конспект логопедического занятия в старшей группе «Путешествие со звуками [Л] — [Л’]»
Цель:
- закрепление навыков дифференциации звуков [Л] — [Л’].
Задачи:
Коррекционно-образовательные.
- совершенствовать умение детей дифференцировать звуки по акустическим характеристикам;
- закрепить умение детей определять положение звука в слове;
- совершенствовать умение делить слова на слоги;
- продолжать учить звуко-буквенному анализу и синтезу.
Коррекционно-развивающие.
- развивать слуховое внимание;
- развивать умение ориентироваться в заданном пространстве;
- развивать зрительно-моторную координацию;
- активизировать мыслительные процессы.
Коррекционно-воспитательные.
- воспитывать умение выполнять задание по инструкции;
- формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, взаимопонимания.
Оборудование:
- карта – разлинованный в клетку лист ватмана, на котором нанесен план пути; предметные картинки, в названии которых есть звук «Л» или «ЛЬ», синие и зеленые квадраты; пеналы для составления звуко – слоговых схем.
Ход занятия
Орг. момент.
(На доске предметные картинки с изображением птиц (ласточка, лебедь), карта – план для путешествия.)
Логопед (Л): Дети, это наши старые знакомые, Ласточка и Лебедь. Они принесли нам карту от Королевы Волшебных Звуков.
Путешествуя по этой карте, мы сможем найти сюрприз от самой Королевы, помогать нам будут Сказочные герои. Двигаясь по маршруту этой карты, мы должны выполнять задания.
Основная часть.
1. Упражнение «Карта» — развитие умения ориентироваться в пространстве, прокладывать маршрут, используя представления о клетке.
(Дети рассматривают план — карту).
Л: Сейчас мы находимся вот в этом месте (отмечено точкой). Давайте посмотрим, куда же нам идти.
(Дети проговаривают 1 этап путешествия. Например: «2 клетки вверх». Каждый этап заканчивается картинкой.)
Л: Кто же ждет нас самый первый? Леопольд. Выполним его задание.
(Открывается конверт с заданием от Леопольда).
2. Упражнение «Догадайся» — произнесение, характеристика звуков «Л», «ЛЬ».
Задание Леопольда: « Определить 1 звук моего имени и рассказать характер этого звука».
Л: Как вы думаете, с каким звуком дружит Леопольд?
Д: Со звуком «ЛЬ».
Л: Леопольд, мы с ребятами хорошо знакомы с этим звуком. Кто нас с ним познакомил? (лебедь).
Л: Расскажите Леопольду о характере звука «Л’»
Д: Согласный, звонкий, твердый.
Л: Покажите Леопольду рубашечку звука «Л’». (Прикрепить рядом с Леопольдом на карте).
Л: Откроем Леопольду секрет – у звука «Л’» есть братец – звук «Л»
Л: Расскажите Леопольду о характере звука «Л»
Д: Согласный, звонкий, мягкий.
3. Упражнение «Повтори волшебные слова» — развитие слухового внимания; воспроизведение слоговых рядов.
Л: Пора отправляться в путь, двигаемся дальше: «1 клетка вверх, 2 вправо».
Кто нас встречает? Лунтик.
(Открывается конверт с заданием от Лунтика).
Задание Лунтика: «Я — Лунтик, очень люблю петь песенки. Повторите за мной весёлую песенку».
(Дети пропевают песенки: «ла-ла-ло, ло-лу-ло,…» ).
Л: С каким звуком дружит Лунтик «Л» или «Л’»? (Прикрепить рядом с Лунтиком на карте значок звука).
4. Упражнение «Подари картинки» — развитие логического мышления, совершенствование умения определять звук в слове.
Упражнение «Найди место звука в слове» — совершенствование умения определять положение звука в слове.
Л: Пора отправляться в путь, двигаемся дальше: «1 клетка вверх, 2 вправо».
Кто нас встречает? Лошадка.
(Открывается конверт с заданием от Лошадки).
Задание Лошадки: «Я привезла вам картинки, они перепутаны. Выберите по 2 картинки — со звуком «Л» и звуком «Л’» и подарите мне только мои любимые картинки».
(Логопед раскладывает на волшебной полянке картинки и просит детей выбрать 2 картинки со звуком «Л» и со звуком «Л’».)
Л: С каким звуком дружит Лошадка? Выберите картинку со звуком «Л». Произнесите слово так, чтобы Лошадка услышала свой любимый звук.
Л: Определите, где находится звук «Л» в вашем слове? Выйдут и подарят картинку ребята, у кого звук в начале слова, в конце слова, в середине слова.
Л: С каким звуком дружит Лошадка «Л» или «Л’»? (Прикрепить рядом с Лошадкой на карте значок звука).
Л: Лошадка не хочет брать картинки со звуком «Л’», давайте возьмём их с собой, они нам пригодятся.
5. Упражнение «Разделить слова на слоги» — совершенствование умения делить слова на слоги.
Л: Пора отправляться в путь, двигаемся дальше: «1 клетка вверх, 2 вправо».
Кто нас встречает? Лягушка — царевна.
(Открывается конверт с заданием от Лисы).
Задание Лягушки-царевны: «Назовите предметы, нарисованные на ваших картинках так, чтобы слышался звук «Л’». Заселите картинки-слова в домики-слоги».
(Логопед расставляет на волшебной полянке домики-слоги и просит детей выбрать распределить туда картинки».)
(Прикрепить рядом с Лягушкой-царевной на карте значок звука).
6. Физкультурная пауза «Хитрилка» — развитие зрительного внимания, координации движений.
(Дети, проговаривают маршрут следующего этапа путешествия, находят на карте Лису).
Л: На карте нарисована Лиса. Она какая по характеру? (Хитрая) Значит, мы поиграем в игру «Хитрилка»!
(Прикрепить рядом с Лисой на карте значок звука).
7. Упражнение «Составь схему слова» — совершенствование умения составлять звуко-буквенную схему слова.
Л: Пора отправляться в путь, двигаемся дальше: «1 клетка вверх, 2 вправо».
Кто нас встречает? Лесовичок.
(Открывается конверт с заданием от Лесовичка).
Задание Лесовичка: «Отгадайте загадку. Напишите слово звуками и буквами».
Это дерево цветёт,
Аромат и мёд даёт.
И спасает нас от гриппа,
От простуд царевна-…(липа).
(Дети выкладывают звуко-буквенную схему слова «липа»)
(Прикрепить рядом с Лягушкой-царевной на карте значок звука).
Итог занятия.
Л: Пора отправляться в путь, двигаемся дальше: «1 клетка вверх, 2 вправо».
Находят на карте восклицательный знак.
Л: По нашей карте мы добрались с вами до последнего задания.
В конверте с заданием находятся: медали, картинка «Лето» и письмо от Королевы: «Вы так хорошо выполняли мои задания, что я дарю вам медали с буквой «Л», а картинка Лето говорит о том, что скоро наступит лето и у нас с вами начнутся каникулы».
План-карта для путешествия
Конверты с заданиями от Сказочных героев
Ярушина Е.Н.,
учитель-логопед