Конспект логопедического занятия в старшей группе ОНР по формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи

Задания логопеда по лексической теме [Зимующие птицы]Тема: «Кормушка для пичужки»

Цель: продолжить работу по формированию лексико-грамматических категорий языка по теме и развитию связной речи.

Задачи образовательные:

  • расширять и активизировать словарь;
  • закреплять умение образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
  • учить подбирать слова, сходные по смыслу (синонимы);
  • учить объяснять значения сложных слов;
  • закреплять правильное употребление Р.п. мн. ч.

Задачи коррекционно-развивающие:

  • развивать общую и мелкую моторику;
  • развивать память, слуховое и зрительное внимание, логическое мышление, воображение;
  • развивать коммуникативные умения и навыки;
  • формировать грамматический строй речи.

Задачи воспитательные:

  • воспитывать у детей любовь к птицам и учить заботиться о них;
  • воспитывать умение активно и доброжелательно взаимодействовать с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.

Оборудование: мультимедийный проектор, слайды с изображениями птиц и кормушки для птиц.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед просит детей подобрать к слову-предмету «птица» слова- действия.

II. Основная часть.

Логопед: «Сегодня мы будем говорить о зимующих птицах. (На экране появляются изображения птиц, логопед называет их.) Некоторые из этих птиц прилетели к нам в гости. А какие — отгадайте.»

Озорной мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крохи собирает. (Воробей)

Как лиса среди зверей,
Эта птица всех хитрей.
Прячется в зелёных кронах,
А зовут её … (Ворона)

Известно с давних нам времён,
Что эта птица — почтальон. (Голубь)

Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистым, чистым
«Клё! клё! клё!» поёт со свистом. (Клёст)

Синяя косынка, тёмненькая спинка,
Маленькая птица, звать её… (Синица)

Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой,
Всё равно он будет мой. (Дятел)

Дети отвечают.

Игра «Назови ласково» (образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами).

Логопед: «Давайте согреем наших гостей ласковыми словами. Ласковое слово — что солнышко.»

Чёрное перо — чёрненькое пёрышко.
Серая спина — серенькая спинка.
Пёстрые крылья — пёстренькие крылышки.
Белая шея — беленькая шейка.
Острые когти — остренькие коготки.
Длинный хвост — длинненький хвостик.
Мягкие перья — мягонькие пёрышки.

Пальчиковая гимнастика.

Логопед предлагает покормить птичек и для этого смастерить кормушку.

Мы кормушку мастерили, (удары по столу то ладонью, то кулаком попеременно)
Доски ровные пилили, (движение взад-вперёд ребром ладони по столу)
Гвозди дружно забивали, (удары кулаками по столу)
Капли пота вытирали, (проводят тыльной стороной ладони по лбу)
Будут птицы прилетать, (скрещенными в районе запястий ладонями изображают движения крыльев)
Крошки хлебные клевать. (собранными вместе пальцами постукивают по столу, изображая клювы птиц)

(Появляется слайд с изображением кормушки.)

Игра «Что лишнее?».

Логопед: «Я приготовила угощения для наших гостей, но что-то перепутала. Подскажите, что не едят птицы?»

Появляются слайды с изображениями семечек, ягод, семян, крошек, орешков, сала, варенья. Дети называют, что изображено на картинках, и определяют лишнюю.

Физкультминутка-логоритмика (речевая подвижная игра).

«Мы с ребятами шагаем,

Части слова мы считаем.»

Дети произносят слова по теме (перо, ворона, дятел, крыло, шея, кормушка и т.д.) и делают шаг на каждый слог.

Игра «Скажи иначе» (учить детей подбирать синонимы).

Логопед просит детей составить предложения о том, что едят птицы, заменяя слово-действие «едят» на другое подходящее по смыслу (питаются, клюют, угощаются, любят, лакомятся, обожают, кормятся). Дети составляют предложения.

Игра «Почему так называется?» (учить детей объяснять значения сложных слов).

Логопед просит детей объяснить, почему мы так говорим: длиннохвостая, сероглазая, черноглазая, трудолюбивая, быстрокрылая, остроклювая, быстроногая, пёстроголовая, насекомоядная. Дети объясняют.

Игра «Птицы улетели» (закрепить употребление Р.п. мн.ч.).

Логопед убирает одно за другим изображения птиц и просит детей сказать, кто улетел, кого не стало.

Воробьи — воробьёв.
Вороны — ворон.
Голуби — голубей.
Синицы — синиц.
Дятлы — дятлов.
Дети отвечают.

III. Итог занятия.

Логопед: «О каких птицах мы сегодня говорили? Перечислите зимующих птиц.»

Даётся оценка активности каждого ребёнка.

Шишкова И.В.,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (Никто еще не оценивал эту статью.)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: 

Сейчас читают:

Логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада: «Знакомство с понятием слово и слог» Логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада: «Знакомство с понятием слово и слог»
Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием технологии sand-play «Сказка «Теремок» Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием технологии sand-play «Сказка «Теремок»
Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР на тему: «Домашние животные и их детеныши» Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР на тему: «Домашние животные и их детеныши»
Конспект открытого занятия «Путешествие в страну грамматики» Конспект открытого занятия «Путешествие в страну грамматики»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.