Конспект непрерывной образовательной деятельности по обучению грамоте «Буквы Ъ, Ь» в подготовительной к школе логопедической группе.
Образовательная область «Речевое развитие».
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Тема: Буквы Ъ, Ь
Программные задачи:
«Речевое развитие:
1. Познакомить с буквами «Ь» и «Ъ» знак.
2. Объяснить значение букв в словах .
3. Упражнять в дифференциации гласных и согласных звуков.
4. Упражнять в звуковом анализе слов.
«Познавательное развитие»:
1. Закреплять знания о согласных и гласных звуках;
2. Закрепить навыки печатания слов;
3.Развивать внимание, память, логическое мышление.
«Социально-коммуникативное развитие»:
1. Воспитывать умение взаимодействовать в коллективе.
«Физическое развитие»:
1.Развивать общую и мелкую моторику пальцев рук.
«Художественно-эстетическое развитие»:
1. Воспитывать аккуратность при работе в тетрадях.
Оборудование: прописи, цветные карандаши, простые карандаши, разрезная азбука; папки для звукового анализа.
Ход НОД
1. Открытый вход в деятельность.
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать,
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
2. Вводно — организационный.
Логопед:
- Послушайте меня [а][т][т][л][л][ы] что я сейчас произнесла? (звуки)
- Скажите пожалуйста, можно увидеть звуки речи? (нет, звуки мы только слышим и произносим) .
- А что тогда можно увидеть и написать? (буквы)
3. Мотивация на деятельность.
Логопед:- Сейчас я буду показывать буквы, а вы должны назвать звуки, которые эти буквы обозначают (демонстрация букв) .
4. Расширение имеющихся знаний.
Дидактическое упражнение «Буква — звук».
Логопед:
- Работать вы будите парами, каждая пара выходит к доске, один из пары показывает любую букву, а другой должен назвать звук, который обозначает указанная буква, затем меняемся.
Логопед:
- Сегодня мы с вами познакомимся с последними двумя буквами нашего алфавита. Это буквы необычные. Я раскрою вам их секрет. Давайте вспомним, что такое буква? (Буква – это значок, который замещает какой то звук, представляет его нам). Буквы, с которыми мы сегодня с вами познакомимся, тоже значки, но особые. Они не обозначают звуков.
5. Динамическая пауза.
(встаём в круг)
Бедный мишка заболел
Мишка много мёду съел (идут по кругу)
Мишка плачет и кричит:
«У меня живот болит!» (поворачивание туловища влево, вправо)
Мишка стонет, слёзы льёт
У него болит живот. (наклон туловища вправо, влево)
Непослушный, жадный мишка
Съел лесной малины лишко. (дети грозят пальчиком)
6. Знакомство с новым материалом.
На доске Ь) Дети посмотрите на доску, какая это буква? Это мягкий знак, он указывает, что буква перед ним произноситься мягко. Давайте прочитаем слова, которые на доске: ел, кон, бан-ка. А если мы в эти слова добавим мягкий знак, то получим совсем другое слово. Давайте посмотрим, какие слова получатся: ель, конь, банька.
Молодцы!
Если мягкий знак встаёт между согласной и гласной, то он покажет, что эти звуки не сливаются. Давайте опять обратимся к доске, прочтём слова: семя – семья, братя – братья, лют – льют, пют – пьют.
Молодцы!
Дождик льётся, вьюга вьётся.
Как им это удаётся?
Это знак старается,
Мягким называется.
Обратите внимание на доску, здесь написаны слова (день – тень, прочь – ночь, спать – опять, звенеть — сеть). Я сейчас буду читать стихотворение, а вы должны договорить его, выбрав слово на доске.
Тень.
Вот уходит (день)
Наступает (тень)
Свет уходит… (прочь)
Наступает… (ночь)
Все зверята (спать)
Будет день (опять)
Будет всё… (звенеть)
Золотая… (сеть) .
(На доске Ъ)
Дети какая это буква? Это буква твёрдый знак, стоит только в середине слова и показывает, что согласный звук не сливается с гласным. Твёрдый знак в силу своего характера разделяет их.
Прочитайте слова: съем – съел – объел, съезд – въезд – подъезд, отъезд, объезд, подъём.
Мягкий знак и твёрдый знак
Разговаривали так:
- Сколько я пирожных съел?
Мягкий знак ответил:
- Семь.
Ну, вот ребята мы и закончили знакомиться с последними буквами нашего алфавита. Теперь, когда будите встречать эти буквы в тексте, вы будите знать для чего они там стоят.
7. Практическая деятельность.
1. Звукобуквенный анализ слов:
Конь
Подъезд
2. Прописывание в воздухе.
3. Печатание в тетрадях.
8. Открытый выход из деятельности
- С какими буквами мы сегодня познакомились?
- Что указывает мягкий знак?
- Что мы узнали о твёрдом знаке?
Бикмаева А.Н.,
учитель-логопед