Аннотация. Материал адресован логопедам. Вниманию логопедов предлагается конспект итогового занятия по формированию слоговой структуры слова.
Программное содержание:
- закрепить умение детей делить слова на слоги.
- упражнять в преобразовании слогов.
- упражнять в подборе слогов к схемам.
- упражнять в подборе слов к схемам.
- учить подбирать слова-родственники к существительному «Лес».
- учить составлять слова из букв.
- упражнять в составлении новых слов из букв данного слова «Фотография».
- развивать мышление при разгадывании ребусов.
- воспитывать умение выслушивать ответы других детей.
Ход занятия
1. Оргмомент:
«Сядет тот, кто скажет слог наоборот»
са-ас по-оп хо-ох аф-фа
ин-ни ту-ут зу-уз цу-уц
ка-ак бы-ыб га-аг мо-ом
2. Знакомство с темой:
«Однажды сказочный герой отправился в лесную школу.А как его зовут, вы сейчас отгадаете. Слово зашифровано, его надо отгадать по опорным цифрам».
35167248
занйкена
а) Чтобы ему зайти в лес, надо подобрать слова-родственники к слову «Лес»
(лесок, лесник, перелесок,лесополоса).Подберите слова-родственники,используя ребусы.
Зашёл Незнайка в лес, долго ли шёл, коротко ли, вдруг, видит перед ним ЧАСТОКОЛ.
- Что такое частокол? (забор, у которого колья находятся часто друг к другу)
- Чтобы Незнайке пройти во внутрь, надо разделить слово»частокол» на слоги.
Давайте ему поможем!
б) Прошёл Незнайка и увидел лесную школу. Учительницей там была мудрая сова. Она раздала зверятам картинки, их надо расселить по пароходам. Сколько иллюминаторов — столько и слогов должно быть в названии картинок. Давайте и мы попробуем разложить картинки.
в) Затем сова предложила зверятам определить подходит ли их схема к словам, которые она им будет называть. Давайте и мы попробуем. Я буду называть слова, а вы будете выходить к доске, если слово подходит к вашей схеме.
Схемы:
ААА (ПАНАМА), ОА (ВОБЛА), АОА (ШАПОЧКА)
А теперь давайте выложим слоги к схемам.
Схемы:СГ (ма, но, зу), ГС (эр, ит, ош), ССГ (хва, фты,ску), СГС (мит, шар, док)
Физкультминутка.
Сова предложила поиграть.
- Вы будете приседать, когда услышите слова, в которых есть рядом звуки «ШК»
(кошка, маска, лягушка, вышка, записка, картошка)
- Теперь нодо топать, если услышишь слова, в которых есть рядом звуки:»ТР»
(крот, кровать, ситро, тройка, тетрадь, красный, ватрушка, торт, метр)
г) Работа над ударением.
Пока все играли:
В лес пришёл волшебник злой.
Он ужасный и большой.
Он руками замахал,
Ударенье заколдовал.
- И что же произошло? Было слово кружки, а стало кружки.Вся вода расплескалась, всех обрызголо. Было слово потопаю, а стало потопаю. Все звери чуть не утонули. Было слово стрелки, стало стрелки, которые направили ружья на зверей. Звери пе-реполошились, стали умолять волшебника вернуть ударение на место. Волшебник согласился, если звери помогут ему вернуться за гору. А для этого надо определить, какое слово было задумано из следующих слогов:ТА — ВО — РО (ворота)
- Расступись гора, а за ней ворота! И волшебник ушёл.
д) Все обрадовались и решили собирать из букв слова(а-р-к, и-р-м, а-ш-р).
Затем сова предложила из букв слова «Фотография» составить новые слова.
(фото, гора, рот, граф, тигр, игра, тир, рога, рота, гиря)
3. Итог занятия:
«Молодцы! Все справились с разными заданиями. А какое задание больше всего понравилось выполнять?»
Реброва Е.В.,
учитель-логопед