Аннотация: Лексико-грамматическое занятие в средней логопедической группе по теме «Мой город». Материал, отобранный для занятия, соответствует возрасту детей, доступен для понимания, насыщен игрой и наглядностью, предполагает активную деятельность детей. Использовалась презентация, художественное слово (стихотворение), речевые упражнения, которые способствовали накоплению и уточнению словаря детей, дыхательные упражнения. Обращалось внимание на формирование у детей навыков учебной деятельности: умение слушать и слышать указание педагога, работать в определённом темпе.
Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие»
Тема: «Мой город»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Программные задачи:
Образовательная область «Речевое развитие»:
- Обогащать и активизировать словарь детей по лексической теме «Мой город».
- Развивать умение образовывать и употреблять в речи существительные в форме единственного и множественного числа И.п..
- Закреплять умение образовывать и употреблять в речи существительные с уменьшительно – ласкательным значением.
Образовательная область «Познавательное развитие»:
- Формировать у детей представления о родном городе.
- Продолжат знакомить детей с историей родного города, его культурой и традициями.
- Познакомить детей с флагом города Серпухова.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:
- Воспитывать любовь к родному городу, чувство гордости за свой город.
Образовательная область «Физическое развитие»:
- Развивать общую моторику и мелкую моторику кистей рук.
Оборудование:
- игрушка Незнайка, картинка и изображением Цветочного города, картинки и фотографии с изображением города Серпухова, , картинки для игры «Один — много» (дом-дома, дерево – деревья, дорога – дороги, парк – парки, магазин – магазины и т.д.), картинки для игры «Назови ласково», схемы – лабиринты по количеству детей, конструктор, схема домика Незнайки.
Ход НОД
1. Открытый вход в деятельность
- Ребята, давайте встанем в круг. Покажите свои ладошки. Потрите их друг о друга. Что вы чувствуете? (Тепло). Это тепло добрых рук и добрых душ. Мы предлагаем свое тепло, свои ладоши друзьям.
Утро настает,
Солнышко встает.
Мы собираемся,
В добрый путь отправляемся.
Друг на друга поглядим,
Про себя поговорим:
«Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?»
(Дети по очереди называют друг друга ласковыми именами).
2. Вводно — организационный
Раздаётся стук в дверь.
- Кто это к нам пришёл? (появляется игрушка — Незнайка)
- Здравствуйте, ребята! Я Незнайка. Я к вам приехал из Цветочного города в гости. Хотите я вам расскажу о своём городе?
Незнайка показывает иллюстрации со сказочными домами и описывает их.
3. Мотивация на деятельность
- Незнайка Цветочный город очень красивый, а хочешь, мы тебя познакомим со своим городом, в котором мы живём?
4. Расширение имеющихся знаний
- Ребята, как называется наш город? ( Серпухов ).
- Послушайте стихотворение о Серпухове
Мой славный Серпухов!
Соборная гора, Серпейка.
Так много храмов и церквей!
Люблю тебя ,мой город светлый,
Ты всех прекрасней и милей!
Незнайка, а ты хотел бы увидеть наш город?
- Я предлагаю совершить экскурсию по нашему городу и рассмотреть город повнимательней. (Демонстрация слайдов с фотографиями города).
- Ребята, вы узнали, что это за здание? (городская поликлиника ).
- Для чего она нужна? ( ответы детей )
Правильно, мы ходим в поликлинику лечиться.
- А кто работает в поликлинике? ( ответы детей )
- А вот здание, которое хранит историю нашего города. Кто знает, как оно называется? ( музей ) А вы были в музее? Что вы там видели? ( ответы детей ).
- Это главный спортивный объект нашего города. Как он называется? ( стадион ). На стадионе проводятся соревнования, тренировки спортсменов и праздники.
- Что это за здание? Вы ходили с мамой и папой во Дворец культуры «Россия»? Что вы там видели? ( ответы детей )
- А ещё во Дворце культуры есть разные кружки, в которых занимаются дети. Они там учатся петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах.
- Посмотрите, какое красивое здание, а как оно называется?
Правильно-это торговый центр «Корстон» и он был построен совсем недавно.
- Как вы думаете, для чего он нужен? ( ответы детей )
«Корстон»-называют торговым центром потому, что здесь можно купить всё сразу и продукты и одежду, и обувь, и игрушки, и многое другое.
Ребята, давайте пройдём по улицам нашего города.
5. Динамическая пауза
«Мы по улице идём»
Мы по улице идём , ходьба на месте
дружно песенку поём.
Всё хотим мы повидать . показывают козырёк
бо всём хотим узнать! указательный палец поднять вверх
Чтобы место дать прохожим , руки на поясе
с правой стороны мы ходим. правую руку отвести в сторону
Красный впереди флажок держат флажок
виден нам как маячок. машут флажком
Надо перейти дорогу ходьба на месте
светофор тут на подмогу.
Все стоят и мы стоим стоят на месте
и внимательно глядим. показывают козырёк
Вот зелёный человечек ходьба на месте
нам сигнал переходить.
Красный-мы стоим на месте, стоят на месте
не хотим мы с ним дружить!
Отдохнуть немного сели присесть
и мороженое съели. движения язычком
А сейчас, ребята, я вам предлагаю поиграть в игру.
6. Знакомство с новым материалом
Игра «Один – много»
Логопед предлагает детям вспомнить чего много в нашем городе и назвать:
Дом – дома
Магазин –
Дорога –
Улица –
Парк –
Памятник – и т.д
Игра «Назови ласково»
Логопед просит детей назвать маленькие предметы на картинках:
Дом – домик
Дерево –
Магазин-
Улица –
Машина – и т.д.
7. Практическая деятельность
- Ребята, мне так понравилось с вами играть, можно я буду приходить к вам в гости?
- Незнайка, а чтобы ты не заблудился в нашем городе, мы покажем тебе правильный путь к нашему детскому саду.
- У каждого из вас есть листочек с изображением дома Незнайки и нашего детского сада, на котором нужно отметить правильный путь. Давайте пальчиком проведём дорожку, а теперь возьмите карандаш и нарисуйте дорожку от дома до сада.
- Молодцы, ребята, вы справились с заданием, подарите схему Незнайке.
А чтобы Незнайка не забыл, давайте ещё раз вспомним, какие здания есть в нашем городе. (Ответы детей)
Незнайка: Спасибо, ребята, я много узнал интересного про ваш город, а вам на память я оставлю картину с изображением своего домика.
- До свидания ,ребята, я обязательно приду ещё к вам в гости!
8 . Открытый выход из деятельности
- Ребята, посмотрите, какой красивый домик построил себе Незнайка.
У меня есть строитель, давайте из него построим такой же красивый дом. (дети строят по схеме здание).
Бикмаева А.Н.,
учитель-логопед