Аннотация: Лексико-грамматическое занятие в средней логопедической группе по теме «Домашние птицы». Материал, отобранный для занятия, соответствует возрасту детей, доступен для понимания, насыщен игрой и наглядностью, предполагает активную деятельность детей. Использовалась презентация, художественное слово (стихотворение), речевые упражнения, которые способствовали накоплению и уточнению словаря детей, дыхательные упражнения. Обращалось внимание на формирование у детей навыков учебной деятельности: умение слушать и слышать указание педагога, работать в определённом темпе.
Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие»
Тема: «Домашние птицы»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Программные задачи:
Образовательная область «Речевое развитие»:
- Обогащать и активизировать словарь детей по лексической теме «Домашние птицы».
- Учить согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе и падеже.
Образовательная область «Познавательное развитие»:
- Дать представления о внешнем виде, повадках и частях тела домашних птиц.
- Учить узнавать и называть домашних птиц (курица, петух, утка, гусь, индюк) и их птенцов, их отличительные признаки.
- Развивать зрительное и слуховое восприятие, память.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:
- Продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми, умение работать коллективно.
Образовательная область «Физическое развитие»:
- Развивать общую моторику и мелкую моторику кистей рук.
Оборудование:
- картинный материал по теме, фигурки домашних птиц, изображение петушка и его частей.
Ход НОД
1. Открытый вход в деятельность
Логопед предлагает детям вместе поиграть.
2. Вводно — организационный
- Отгадайте загадку:
Я в деревне на дворе
Просыпаюсь на заре
«Ку-ка-ре-ку» я кричу,
Разбудить ребят хочу. (Петух)
На доске выставляются картинка с изображением петуха.
3. Мотивация на деятельность
- Хотите узнать где живет петушок и с кем он дружит? Тогда садитесь поудобнее.
4. Работа по теме. Расширение имеющихся знаний
- Петушок прилетел к нам из деревни, из дома бабушки и дедушки. А живет петушок там не один, у него есть друзья.
- Кто это? (Это курица. Это гусь. Это утка. Это индюк.)
- Вот сколько домашних птиц живет у бабушки и дедушки. Петух, курица, гусь, утка, индюк — это домашние птицы.
Д/и «Найди и назови»
- Где курица? (Вот курица). И т. д.
- Где домашние птицы? (Вот домашние птицы).
Д /и «Найди и скажи»
- А я знаю стихотворение про нашего гостя.
Проговорить с детьми:
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Шелкова бородушка,
Масляна головушка.
Логопед показывает на части тела петуха и спрашивает:
- Что это? (Это голова. (гребешок, бородка, клюв, глаза, шея, туловище, крылья, перья, хвост, лапы).
5. Динамическая пауза
Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать.
А за ней ребятки, желтые цыплятки.
- Ко-ко-ко, ко-ко-ко,
Не ходите далеко.
Лапками гребите, зернышки ищите.
Съели толстого жука, дождевого червяка.
Выпили водицы полное корытце.
(Дети выполняют соответствующие движения).
6. Знакомство с новым материалом
Д/и «Найди и скажи»
- Домашних птиц услышали их птенцы и прибежали к ним.
- Кто прибежал? (дети называют птенцов).
Д/и «У кого кто?»
На доске пары картинок: гусь-гусенок и т.д.
- Кто у курицы? — У курицы цыпленок. И т.д.
Д/и «Парные картинки»
У детей картинки с изображением домашних птиц. Достать картинку с изображением одной из птиц и спросить:
- У кого утка? (У меня утка). И т. д.
7. Практическая деятельность
Пальчиковая гимнастика
- Домашние птицы умеют разговаривать. (Дети выполняют движения пальцами и кистями рук с проговариванием текста).
«Га-га-га, — гогочет гусь. — Никого я не боюсь!»
«Ко-ко-ко», — квохчет курица легко.
«Кря-кря-кря, кря-кря-кря», утки крякают не зря.
«Бу-бу-бу», — индюк бормочет,
«Бу-бу-бу», — бобов он хочет.
«Ку-ка-реку, ку-ку-реку», — всех я рано разбужу.
8. Открытый выход из деятельности
- Петушок очень много интересного нам рассказал, давайте покажем ему нашу группу и угостим его зернышками.
Бикмаева А.Н.,
учитель-логопед