Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности в старшей логопедической группе «Составление рассказа по серии сюжетных картинок».
«Дети лепят снеговика»
Конспект занятия предназначен для детей старшей логопедической группы с заключением ОНР. Занятие разработано для обучения составления рассказа по серии картинок дошкольников в процессе игровой деятельности. К детям в окно заглядывает Зимушка-зима и предлагает детям выполнить различные задания. В процессе занятия Зима «фотографирует» детей во время «лепки» снеговика. Дети составляют по этим «фотографиям» рассказ.
Программное содержание.
Цель:
- учить составлять рассказ с наглядной опорой на серию сюжетных картинок, отображающих последовательность событий и являющихся зрительным планом изложения.
Образовательные задачи:
- закрепить знания детей о зиме, ее признаках, зимних развлечениях детей;
- уточнять и активизировать словарь по теме «Зима»;
Развивающие задачи:
- упражнять в образовании и употреблении прилагательных, согласовании их с существительными;
- упражнять в составлении простых предложений по картинке, определять количество слов в предложении и составлять схему этого предложения;
- упражнять в употребление предлогов «на, под, в, из, за», обозначающих пространственное расположение предметов, в сочетаниях с соответствующими падежными формами существительных, в употреблении предложений с союзом потому что;
- закреплять умение определять последовательность событий по серии картинок и составлять по картинкам короткий рассказ;
- развивать внимание, память, творческое мышление;
- развивать общую и мелкую моторику;
- продолжать работу над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи;
Воспитательные задачи:
- Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.
Оборудование:
- круг из картона белого цвета, лучики для снежинок (оригами), колокольчик, сюжетные картинки для составления предложений, схемы предложений, серия сюжетных картинок «мальчики лепят снеговика», презентация
Ход НОД
1. Организационный момент.
Логопед.
- Колокольчик, мой дружок,
Собери детей в кружок.
(Звенит колокольчик, дети собираются возле логопеда)
- Здравствуйте, девочки!
Здравствуйте, мальчики!
(Дети здороваются)
Начинаем мы играть.
Дружно за руки возьмемся.
И друг другу улыбнемся.
Слайд №1
Игра «Доскажи словечко»
«Тихо, тихо как во сне,
Падает на землю…»
«Вот веселье для ребят,
Всё сильнее…»
«На дорожку, на лужок,
Тихо падает…»
«С неба всё летят пушинки-
Серебристые…»
Слайд №2
- Заглянула к нам в окошко зима и удивилась: почему же наши снежинки без лучиков?
Слайд №3
2. Дидактическая игра «Подбери слово».
- Сейчас мы с вами будем выкладывать по одному лучику, называя признаки зимы.
- Зима какая? Холодная, снежная, морозная, метельная, вьюжная, студеная) (На полу лежит круг, дети, говоря слово- признак, кладут около круга «лучик»).
- Посмотрите, какая красивая снежинка получилась у нас.
- Полетели, закружились снежинки, опустились на землю, появился сугроб. Снег — какой? Блестящий, рыхлый, искрящийся, искристый, пушистый, рыхлый, липкий. (Из снежинок выкладывают сугроб).
3. Составление предложений о зиме.
- Увидела Зима на ваших столах картинки, хочет послушать, как вы умеете составлять предложения о зиме.
- Давайте придумаем по картинке предложение и выложим схему этого предложения.
- Прочитай свое предложение.
- Сколько слов в твоем предложении?
- Какое первое слово? Второе?
- Очень зимушке –зиме понравились ваши предложения. И предлагает она вам отдохнуть, слепить снеговика.
Слайд № 4
4. Логоритмическая игра с музыкальным сопровождением «Снеговик»
Снег руками нагребаем,
Лепим, лепим ком большой.
И ещё раз нагребаем,
Лепим, лепим ком другой.
Лепим ручки,
Лепим ножки,
Чтобы бегал по дорожке.
Лепим глазки,
Лепим бровки,
И длиннющий нос морковкой.
5. Употребление предлогов «на, под, в, из, за», обозначающих пространственное расположение предметов,
– Молодцы! Вы лепили снеговика, а Зимушка-зима вас фотографировала, хотела сочинить рассказ, но налетел ветер- проказник, разбросал все фотографии по группе, перепутал их. Зима огорчилась. Давайте поможем Зиме, найдем картинки. (Я нашел картинку под столом, на полу, за мольбертом, в ящике и т.д.).
Слайд №5
6. Составление рассказа по серии сюжетных картинок
- Теперь по этим картинкам мы с вами составим рассказ. И чтобы нам было легче сочинять, будем подглядывать на схему-подсказку.
- С чего мы начнем? (Надо назвать время года, когда происходят события)
- Дима, какое время года изображено на картинках?
- О чем мы будем рассказывать дальше? (О главных героях)
- Посмотрите на все картинки и найдите главных героев. (Главные герои два мальчика, потому что они изображены на всех картинках.)
- Давайте придумаем им имена. (Одного мальчика зовут Дима, а другого Петя.)
- Во что одеты дети? (Дети одеты в куртку, штаны, шапку, на ногах у них обуты валенки.)
- А теперь мы с вами рассмотрим каждую картинку и расскажем что на ней делают дети (показать схему)
- На первой картинке Дима приставляет голову снеговику.
- Для чего он это делает?
- Он хочет чтобы у снеговика была голова – тогда он станет настоящим снеговиком.
- Что нарисовано на второй картинке?
- На второй картинке дети на самый большой ком приставляют ком поменьше, чтобы сделать туловище.
- А что происходит на следующей картинке?
- На этой картинке Петя слепил самый большой ком.
- Что нарисовано на следующей картинке?
- Здесь Дима слепил ком поменьше.
- На последней картинке, дети слепили снеговика, на голову ему надели ведро, вместо носа вставили морковку.
- Давайте-ка мы с вами слепим еще одного снеговика, выходите ко мне
7. Пальчиковая гимнастика «Снеговик».
Давай, дружок, смелей, дружок,
Кати по снегу свой снежок — «Катят».
Он превратится в толстый ком, — Показывают шар руками.
И станет ком снеговиком. – руки над головой.
Его улыбка так светла! — Показывают улыбку.
Два глаза, шляпа, нос, метла. — Показывают.
Но солнце припечет слегка — Рука у лба, смотрят на солнце.
Увы — и нет снеговика.- Пожимают плечами, руки в стороны.
- А что теперь подсказывает нам наша схема? ( мы должны расставить картинки в правильной последовательности).
- И последняя схема сообщает нам, что надо составить рассказ по этим картинкам.
8. 2-3 ребенка составляют рассказ по серии картинок
Слайд №6
9. Итог занятия
- Понравилось Зиме как вы занимались: много слов придумали о зиме, составляли предложения, и даже придумали
рассказ о детях, которые слепили снеговика. А в снежинок превратиться сумеете?
Слайд №7
- Превращаемся в снежинки
Заметем мы все тропинки.
Вьюга вьюжит,
Вьюга вьюжит.
И снежинки в танце кружат.
Подвижная игра с музыкальным сопровождением «Снежинки»
Снежинки, снежинки по небу летят,
Снежинки, снежинки на землю хотят.
Но ветер всё дует сильней и сильней,
Снежинки кружатся быстрей и быстрей.
Вдруг ветер затих,
Стало тихо кругом,
Снежинки слетелись в один большой ком.
Камаева Н.Е.,
учитель-логопед