НОД по формированию звукового анализа и синтеза для детей средней группы с ОНР

Непосредственная образовательная деятельность по формированию звукового анализа и синтеза для детей средней группы с ОНР:

Тема: «Терем-Теремок».

Цель: закрепить знания детей о гласных звуках (А, У, И, О, Ы, Э).

Коррекционно-образовательные:

  • Закреплять понятия: гласные звуки, слоги, слова.
  • Упражнять в звуковом анализе и синтезе слогов из двух гласных звуков.
  • Закреплять умение выделять гласный звук в односложных словах, делить слова на слоги.
  • Совершенствование навыка употребления существительных единственного числа в творительном падеже, закреплять в речи пространственные наречия (внизу, вверху).

Коррекционно-развивающие:

  • Развитие общей и артикуляционной моторики, речевого дыхания.
  • Развитие слухового внимания и памяти, речедвигательной координации.

Коррекционно-воспитательные:

  • Воспитывать у детей интерес к сказкам.
  • Создать пространство для возможности проявления детьми следующих социально-коммуникативных компетенций: умение слушать, обращаться за помощью, умению учитывать потребности и желания других детей, умение следовать полученной инструкции.

Оборудование: ширма, куклы-перчатки с символами гласных звуков, конструктор «Терем-теремок», предметные картинки, символы гласных звуков, мяч, магнитофон.

Ход деятельности

1.Организационный момент.

Артикуляционная гимнастика методом биоэнергопластики под музыку:

  • «Окошко»- четыре сомкнутых пальца ладонью вниз, большой палец прижат к указательному. Когда окошко (рот) открывается, четыре пальца отсоединяются от большого.
  • «Улыбочка»- все пальцы сомкнуты, ладонь «смотрит» вниз, параллельно пола (стола).
  • «Заборчик»- сделать ворота, соединив две ладони с сомкнутыми пальцами большой палец вверх.
  • «Лопаточка» или «Блинчик»- большой палец прижат к ладони с боку, сомкнутая напряжённая ладонь «смотрит» вверх.
  • «Месим тесто»- ладони с сомкнутыми пальцами двигаются вверх-вниз.
  • «Чашечка»- пальцы прижаты друг к другу, имитируя положение чашечки.
  • «Грибочек»- сомкнутая ладонь поднята вверх.
  • «Киска сердится»- согнутая ладонь опущена.
  • «Иголочка»- пальцы сжаты в кулак, указательный палец выдвинут вперёд.

2.Развитие слухового внимания и памяти.

«Сегодня мы с вами повторим звуки, которые можно петь, «найдём» их в словах, будем учиться «читать» по символам, делить слова на слоги.

Звуки окружают нас всюду, их нельзя увидеть, но можно услышать или произнести. Давайте закроем глаза, и послушаем».

Дети закрывают глаза, звучат звукоподражания животных: мышь пищит, лягушка квакает, заяц грызёт морковку, волк воет, медведь ревёт, лисица тявкает.

«Кто так голос подаёт, вы узнали?» Дети угадывают животных.

«В какой сказке встречаются все эти животные? Правильно, «Теремок». Дети садятся за столы.

Теремок

3. Упражнение в звуковом анализе и синтезе слогов.

Звучит музыка, на ширме появляются куклы-перчатки с прикреплёнными символами гласных звуков.

«Посмотрите, ребята, это не просто герои сказки, каждый из них поёт свой звук. Какой звук поёт лягушка? (А), мышка? (И), заяц? (О), лиса? (И), волк? (У), медведь? (Ы)».

Дети проговаривают гласные звуки: «Как мы можем назвать одним словом все эти звуки? (гласные). Что, мы можем с ними «делать»? (пропеть, протянуть, громко крикнуть) Когда мы их произносим, «голосок всегда поёт» (дети проверяют ладошкой), поэтому они и называются гласными.

На середине ширмы мышка и лягушка подходят друг к дружке, остальные персонажи уходят.

«Посмотрите, а мышка с лягушкой «подружились» и поют песенку, какую?» (ИА). Правильно, а что это такое? (так кричит ослик). Возьмите свои картинки-символы и «напишите» слово ИА».

Дети выполняют задание на местах, логопед на доске: «Прочитаем» то, что у нас получилось, слева-направо, пальчик сначала под первой картинкой, потом под второй». Дети читают хором и индивидуально: «Какой первый звук? (И). Какой второй? (А) Сколько всего звуков в этом слове?».

На ширме персонажи меняются — лиса и заяц: «Какую песенку поют лиса и заяц? (ИО). Давайте «напишем» её, «прочитаем». Аналогичная работа проводится с персонажами волк и медведь (песенка ЫУ).

4.Определение гласного звука в односложных словах.

«А сейчас мы поиграем с вами в игру «Подари картинки».

У детей на столах лежат предметные картинки (односложные слова). Ребёнок называет полученную картинку, определяет в слове гласный звук и отдаёт картинку соответствующему персонажу: «Какое у тебя слово? (лук).

1

Какая песенка (какой звук) поётся в этом слове? (У) Кому подаришь картинку? (волку) и т.д.

После получения всех картинок герои исчезают за ширмой.

5.Речедвигательная гимнастика.

«Кто в сказке сломал домик? (медведь). Давайте построим новый теремок». Выходят из-за столов, делают круг.

Под музыку поют и делают движения.

Доски на плечо берём, будем строить новый дом.
Туки-тук молотком, будем строить новый дом.
Справа тук, слева тук, впереди тук-тук, тук-тук.
Вырос дом, огромный дом, будут жить зверушки в нём.
Изображают животных, жителей теремка.

6. Дыхательная гимнастика.

«Вот мы и построили новый теремок, посмотрите какой красивый, новый просторный». Логопед выносит на подносе деревянный макет теремка. «Лучше прежнего выстроили, но вот беда, не горит свет в нашем теремке, давайте подуем и зажжем фонарики. Подойдите к домику, сделайте глубокий вдох, «пошлите воздух в животик», на выдохе губки трубочкой и подуйте на фонарик, щёки не надувать!». Дети выполняют.

7.Определение количества слогов, закрепление в речи наречий ВВЕРХУ, ВНИЗУ.

«Теремок у нас готов, можно и новоселье справлять». Дети подходят к теремку: «Назовите животного, при этом хлопая в ладоши и считая. Сколько раз хлопнул, столько в слове и слогов. Если один слог, то он живёт на первом этаже, если два — на втором». Дети распределяют животных в теремке.

- Кто живёт наверху? Кто живёт внизу?

8.Упражнение в употреблении существительных в творительном падеже.

Игра с мячом «Чем угостим?». Вопросы логопеда: « Чем угостим медведя? (малиной, мёдом). Чем питается заяц? (морковкой, капустой)»… Называются как дикие, так и домашние животные.

9. Итог.

На ширме вновь появляются куклы-перчатки.

«Герои какой сказки приходили к вам сегодня в гости? ». Логопед обращается к куклам: « Понравилось ли вам играть с ребятками?»

Мишка отвечает: «Нам очень понравилось! Ребята такие молодцы, всё знают и умеют. Я для них собрал целое лукошко ягоды-малины (достаёт «ягоды» конфеты в маленьком лукошке). Кушайте на здоровье!»

Логопед берет лукошко, благодарит персонажей сказки, те под музыку исчезают за ширмой: «Наше занятие подошло к концу, а «малинку» вы съедите в группе. До свидания!».

Большакова Е.С.,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (6 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: 

Сейчас читают:

Логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада: «Знакомство с понятием слово и слог» Логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада: «Знакомство с понятием слово и слог»
Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием технологии sand-play «Сказка «Теремок» Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием технологии sand-play «Сказка «Теремок»
Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР на тему: «Домашние животные и их детеныши» Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР на тему: «Домашние животные и их детеныши»
Конспект открытого занятия «Путешествие в страну грамматики» Конспект открытого занятия «Путешествие в страну грамматики»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.