Конспект интегрированного подгруппового логопедического занятия по художественно-эстетическому и речевому развитию детей старшей группы с ОНР. Занятие направленно на знакомство с творчеством художника-иллюстратора Н. Радлова, формирование лексико-грамматических категорий, фонематических представлений, развитие связной речи.
Интегрированное логопедическое занятие
Образовательные области: художественно-эстетическое развитие и речевое развитие.
Тема: Знакомство с творчеством Н. Радлова. Составление связного рассказа по серии сюжетных картинок.
Тип: подгрупповое для детей старшей группы с ОНР1 год обучения
Вид: формирование лексико-грамматических категорий и связной речи, ознакомление с художественной литературой.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать представление о творчестве Н. Радлова.
Развивающие:
- Развивать фонематические представления, навык звукового анализа. Учить определять наличие гласного звука в слове, обозначать звук символом.
- Развивать планирующую функцию речи. Учить устанавливать причинно-следственную взаимосвязь изображенных событий. Формировать навык построения связного монологического высказывания.
- Развивать навык самоконтроля за построением связных высказываний. Учить соблюдать последовательность событий, логическую связь между частями — фрагментами рассказа.
- Учить анализировать иллюстрации к книге, обращать внимание на художественно-изобразительные средства, которые использовал художник-иллюстратор. Формировать умение понимать главную идею произведения.
- Закреплять антонимы в речи детей.
Воспитательные:
- Способствовать развитию интереса к книге, эмоциональной отзывчивости.
Предварительная работа:
- совместное рассматривание книг с иллюстрациями Радлова, создание дидактической игры «Разложи по порядку. Составь рассказ» на основе иллюстраций Н. Радлова.
Словарь: книга, иллюстрации, художник-иллюстратор,
Оборудование:
- книга «Рассказы в картинках» Н. Радлова, иллюстрации слона, тигра, зайцев, символы гласных звуков /и/, /о/, /а/, портрет Н. Радлова, дидактическая игра «Разложи по порядку. Составь рассказ»
Ход занятия:
Этап занятия | Деятельность педагога | Деятельность детей | Результат |
1.Организационный момент. | Педагог предлагает детям рассмотреть книгу «Рассказы в картинках» Н. Радлова.-Как вы думаете, о чем эта книга? Можете ли вы прочитать ее?
- Вы не можете прочитать, что написано в книге. Как вы догадались? (С помощью картинок.) - Как называются картинки в книге? (Иллюстрации) - Для чего нужны иллюстрации в книге? - Кто создает иллюстрации к книге? (Художник-иллюстратор). |
Рассматривают книгу.Отвечают на вопросы. | Введение в тему занятия.Создан положительный настрой, активизировано внимание детей. |
2.Знакомство с книгой Н. Радлова. | Педагог предлагает детям рассмотреть книгу «Рассказы в картинках» Н. Радлова.В книге очень мало текста, но много иллюстраций. Все эти иллюстрации придумал и нарисовал художник-иллюстратор Николай Радлов. (Показ портрета).
Нравятся ли вам герои, нарисованные Николаем Радловым? Почему? Какие они? |
Рассматривают книгу, портрет Н. Радлова.Отвечают на вопросы. | Дети познакомились с понятиями «иллюстрация», «художник-иллюстратор», Николаем Радловым, книгой «Рассказы в картинках» Н. Радлова. |
3. Беседа по содержанию истории «Три веселых зайчика». | Предлагаю вам рассмотреть одну из историй, придуманную Николаем Радловым. Эта история называется «Три веселых зайчика».Педагог зачитывает текст.
- Где происходит эта история? ( В жарких странах. В Африке) - Кто герои этой истории? (слон, зайцы, тигр) - Что делали зайчики? - Где находился тигр в это время? - Что сделал тигр? - Куда побежали зайцы, когда тигр бросился на них? - Кто купался в реке? - Куда перебрались зайцы с помощью слона? - Почему тигр не мог перебраться через реку за зайцами? - Как слон прогнал тигра? |
Вместе с педагогом рассматривают историю «Три веселых зайчика».Отвечают на вопросы. | Дети познакомились с историей «Три веселых зайчика», поняли главную идею произведения.Уточнение сюжета истории.
Умение устанавливать причинно-следственную связь изображенных событий. |
4. Развитие элементарных навыков звукового анализа. | Педагог показывает изображения слона, зайца, тигра.- Героями истории были зайцы, тигр и слон.
Перед вами изображения тигра, слона, зайцев. И символы гласных звуков /и/, /о/, /а/. Внимательно послушайте и скажите, какой гласный звук в каждом слове. Педагог произносит названия героев истории, выделяя гласные звуки. - СлОн. Какой гласный звук в этом слове? Обозначь символом. - ТИгр. Какой гласный звук в этом слове? Обозначь символом. - ЗАйцы. Какой гласный звук в этом слове? Обозначь символом. |
Выделяют гласные звуки из слов. Обозначают их символами. | Закрепление умения определять наличие гласного звука в слове, обозначать звук символом. |
5. Динамическая пауза. Подвижная игра с мячом. | Дидактическая игра с мячом «Скажи наоборот – брось мяч»Зайцы маленькие, а слон ….(большой). Слон добрый, а тигр … (злой). Зайцы быстрые, а слон … (медленный). У тигра хвост длинный, а у зайцев … (короткий). |
Ловят мяч, заканчивают предложение, кидают мяч педагогу. | Закрепление антонимов в речи детей. |
6. Знакомство с дидактической игрой «Разложи по порядку. Составь рассказ»Выбор картинок, размещение картинок серии в нужной последовательности. | Мне очень понравились веселые истории, нарисованные Николаем Радловым. Я решила сделать для вас игру, в которой использовала иллюстрации Николая Радлова.Правила этой игры такие: нужно выбрать 4 картинки одной истории. Для того, чтобы проверить, правильно ли вы выбрали картинки, нужно взглянуть на верхний угол карточек. Картинки из одной истории отмечены одинаковым значком. Затем выбранные картинки необходимо разложить в правильном порядке.
Предлагаю вам выбрать картинки из истории Николая Радлова «Три веселых зайчика». - Что нужно сделать дальше? Разложите картинки в правильном порядке. |
Рассматривают игру «Разложи по порядку. Составь рассказ»Выбирают картинки истории «Три веселых зайчика».
Размещают картинки в логической последовательности. |
Дети познакомились с правилами игры «Разложи по порядку. Составь рассказ».Дети выложили сюжетные картинки в логическом порядке. |
7. Составление рассказов детьми по сюжетной линии с опорой на серию сюжетных картинок. | - Что нужно сделать дальше?Составьте рассказ по картинкам. | Составляют связные повествовательные рассказы с опорой на ряд сюжетных картинок. | Дети составили связные монологические высказывания, с учетом последовательности событий, логической связи между частями рассказа. |
8. Итог занятия. | У вас получились замечательные рассказы.- Что помогло вам рассказать эту веселую историю?
- Как по-другому назвать эти картинки? - Кто автор этих иллюстраций? - Хотели бы вы лучше рассмотреть эти истории? Поиграть в игру? Предлагаю вам поиграть в эту игру в группе. |
Отвечают на вопросы. | Закрепление представлений о понятиях «иллюстрация», «художник-иллюстратор», о Н. Радлове.Мотивация на дальнейшую речевую активность. |
Шампорова С.А.,
учитель-логопед