В данной работе представлены разнообразные приемы работы, направленные на совершенствование звукового анализа и синтеза, дифференциацию звуков Л-Ль, развития фонематического слуха.
Конспект логопедического занятия
Тема: Звук и буква Л
Задачи:
- учить детей внимательно вслушиваться в речь взрослого,
- учить характеристике звуков л, ль,
- учить дифференцировать эти звуки на слух,
- учить преобразовывать слова,
- познакомить с буквенным обозначением Л,
- учить составлять предложения с заданным словом,
- совершенствовать звуковой анализ и синтез слов,
- формировать графомоторные навыки,
- продолжать развивать слуховое внимание и память, фонематический слух,
- развивать общую и мелкую моторику.
Ход занятия:
1. Орг. момент.
Сядет первый тот, кто придумает слово, начинающееся на звук Л. (ответы детей)
2. Характеристика звуков Л и Ль
Давайте дадим характеристику звуку Л. (звук Л согласный, твердый, звонкий). Каким символом мы будем обозначать этот звук? (синим кружком с колокольчиком)
А мы можем произнести звук Л мягко? (Дети: да!) Получился звук Ль.
Давайте дадим характеристику звуку Ль. (звук Ль согласный, мягкий, звонкий) Каким кружком мы будем обозначать этот звук? (зеленым кружком с колокольчиком)
3. Д/игра «Внимательные ушки»
Поднимите символ звука Л, когда услышите его в словах (лак, молоко, работа, кошка, мел, шторы, лошадь, ручка, мухомор, повидло)
А сейчас вы будете определять, есть ли звук Ль в словах, которые я назову (лес, тетрадь, лист, карандаш, лимонад, мель, окно, улитка)
4. Д/игра «Продолжи слово»
Закончите слова звуком Л
Сто.. , сту.. , камзо.., по.. , уко.. , ме..
Теперь слогом ЛА:
Пи.. , ска.., мА.., пи.., шко.., шпа ..
5. Д/игра «Место звука в слове»
Определите место звука Л в словах и поставьте символ звука в начало, середину или конец карточки :
Лодка, кукла, стол, ложка, гул, укол, лом, молоко, крыло, осел, кошка, полка, штурвал, одеяло.
А сейчас определяем место звука Ль в словах:
Олень, лен, властитель, лимонад, линейка, капель, лейка, моль
6. Д/игра «Слово «рассыпалось»
Ребята, слова рассыпались на звуки, помогите их собрать:
Лак, стул, лодка, ложка, лоб, крыло, мыло, лист, кукла.
7. Д/игра «Четвертый лишний»
Какое слово лишнее?
Лопата вилка лиса булка
Лес малина поле стул
8. Физминутка
Вы наверное устали?
Ну тогда все вместе встали
Ножками потопали
Ручками похлопали
Покружились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем
Дружно до пяти считаем
Открываем, поморгаем
Заниматься начинаем.
9. Развитие звукового анализа.
Выставляется картинка Ламы.
Кто это? Где живет? Произнесите слово еще раз и выполните его анализ.
(дети выкладывают схему слова, при помощи звуковых символов)
10. Д/игра «Придумай предложение»
Каждый ребенок подходит и берет картинку со звуком Л, затем придумывает предложение с этим словом.
11. Знакомство с графическим образом буквы Л
Выставляется изображение буквы Л.
Ребята, все знают какая это буква?
Напишите букву Л в воздухе правой рукой, а теперь левой рукой. Теперь представим, что мы превратились в Буратино и длинным носом напишем в воздухе букву Л.
12. Коррекционное упражнение «Проведи дорожку» (дети выполняют задание в тетради)
Проведите «дорожку» от буквы Л только к тем предметам, которые начинаются на звук Л или Ль
13. Итог занятия
Ребята, о каких звуках мы с вами сегодня говорили? Давайте еще раз вспомним их характеристику (ответы детей). Какое задание вам больше всего понравилось? Молодцы! Вы были очень старательные и внимательные!
Курдина О. Н.,
учитель-логопед