Конспект индивидуального логопедического занятия. «Звук и буква А». Занятие рассчитано на старшую группу ДОУ.
Конспект индивидуального логопедического занятия «Путешествие в страну звуков»
Тема: Звук и буква А
Цель: познакомить со звуком и буквой А.
Задачи:
- коррекционно-образовательные – знакомство со звуком и буквой А, дифференциация звука и буквы;
- коррекционно-развивающие – развитие четкости произнесения звука [а]; выделение звука [а] в ударной позиции в начале и в конце слова; развитие силы голоса и речевого дыхания; развитие слухового внимания, слухового восприятия и слуховой памяти; развитие мелкой моторики;
- коррекционно-воспитательная – активизация участия родителей в коррекционном процессе; воспитание положительного отношения к учебно-игровой деятельности.
Оборудование:
- символ звука [А]; предметные картинки: автозаправщик, арбуз, суп, аист, шуба, ландыш, апельсин, малыш; карточка для определения места звуков в слове; фонетический символ звука [А]; буква А; карточки с заданиями.
Ход занятия:
1. Орг. момент.
Игровые упражнения для развития слухового внимания, слухового восприятия и слуховой памяти.
Послушай один раз и выполни движения:
- Прикрой ладонями глаза.
- Прикрой ладонями уши.
- Подними правое плечо.
- Подними левую руку.
- Левой ладонью прикрой правый глаз.
- Правой ладонью прикрой левое ухо.
2. Комплекс артикуляционной гимнастики:
- «Лягушка» − «Хоботок»,
- «Заборчик» − «Бублик»,
- «Блинчик»,
- «Маляр»,
- «Лошадка»,
- «Вкусное варенье».
3. Знакомство со звуком [А].
«Какой одинаковый звук слышится в начале всех этих слов?»:
август, аист, адрес.
Артикуляционная характеристика:
- губы в спокойном состоянии;
- рот широко открыт;
- язык спокойно лежит во рту.
Акустическая характеристика:
- звук [А] – гласный, обозначается красным цветом. Демонстрируется символ звука.
Правило: гласные звуки поются и не встречают преграды во рту.
4. Фонетическое упражнение:
Покажи, как девочка укачивает куклу: ааааааааааа… (на плавном, длительном выдохе);
Что просит сказать врач, когда осматривает горло? – А-А-А… (отрывисто);
Самостоятельно произнеси столько раз, сколько раз я хлопну в ладоши.
5. Игра «Четвертый лишний».
Выбери лишнюю картинку.
- Лишняя картинка та, которая не начинается со звука [А]:
Автозаправщик, арбуз, суп, аист.
- Лишняя картинка та, которая начинается со звука [А]:
Шуба, ландыш, апельсин, малыш.
6. Пальчиковый игротренинг.
Мы делили апельсин; На каждое слово сжимают пальцы рук
Много нас, а он один. в кулачок.
Эта долька – для ежа, Левой рукой поочередно загибать
Эта долька – для стрижа, пальчики правой руки.
Эта долька – для утят,
Эта долька – для котят,
Эта долька – для бобра,
Ну а волку – кожура.
7. Игра «Найди место звуку».
Определи место звука в слове (начало, середина, конец), используя красный кружок и карточку.
Август, Аист, рукА, лисА, пилА.
8. Анализ звукокомплексов.
Крик в лесу: АУ; ребенок плачет: УА.
Анализ звукокомплекса АУ:
- Какой первый звук ты слышишь?
- Какой второй звук ты слышишь?
Выкладывание схемы с помощью символов звуков.
Анализ звукокомплекса УА:
- Какой первый звук ты слышишь?
- Какой второй звук ты слышишь?
Выкладывание схемы с помощью символов звуков.
9. Знакомство с буквой.
Высока и стройна буква А.
Очень похожа на арку она.
В. Ковшиков
На что еще похожа буква А? (на ракету, на крышу дома…)
Буква А из пальчиков: указательный и средний пальцы правой руки опущены вниз, остальные – сжаты в кулак, а указательный палец левой руки образует «поясок».
Правило: звуки мы слышим и произносим, буквы мы пишем и читаем.
10. Итог.
С каким звуком сегодня знакомились?
С какой буквой?
Чем отличается звук от буквы?
Вспомни слова, начинающиеся со звука [А].
Попова Светлана Михайловна,
учитель-логопед