Конспект НОД в старшей логопедической группе.
Тема: «Путешествие в страну звуков»
Цель: Дифференциация звуков «П», «Пь».
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- закрепить произношение звуков «П», «Пь» изолированно, в слогах, в словах, предложениях;
- формировать умение дифференцировать эти звуки;
- учить определять место звука в слове.
Коррекционно-развивающие:
- развивать психологическую базу речи (внимание, память, мышление, воображение);
- развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие;
- развивать общую и мелкую моторику;
- развивать мотивацию игровой и учебной деятельности;
- развивать способность сосредотачивать своё внимание на выполнении действий.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать доброжелательность, отзывчивость.
Оборудование: Театральная ширма, театральные куклы — «Сказочная птица» король Твёрдыш и король Мякиш, изображение солнца, пособие «Звуковые замки», письмо, названия станций. Магнитная доска, фишки синего и зелёного цвета, предметные картинки, 2 шкатулки, дидактическое пособие «Поезд». Пластиковые тарелочки с пластилиновым покрытием, природный материал (фасоль,косточки). Музыкальное сопровождение. Картинка-раскраска «Звуковички» (на каждого ребёнка).
Ход занятия:
Дети входят в зал под спокойную музыку, после обращения логопеда к детям звучит тревожная мелодия и появляется из-за ширмы «Сказочная птица» с конвертом в клюве.
Логопед: Дети, вы слышите, какая звучит тревожная мелодия? Наверное, что-то случилось? Посмотрите, к нам прилетела «Сказочная птица», она что-то держит в клюве. Как вы думаете, что это?
Дети: Конверт.
Логопед: А вы хотите узнать, что в этом конверте?
(Ответы детей).
Логопед подходит и берёт у «Сказочной птицы» конверт. Достаёт из него письмо с фотографиями королей «Твёрдыша» и «Мякиша», читает его:
«Дорогие дети! Очень вас просим, помогите. Когда мы возвращались из вашего детского сада в свои замки, то по дороге Злой Волшебник похитил наши звуки «П», «Пь» и заколдовал дорогу, по которой мы к вам добирались.
Если вы согласитесь нам помочь, то будьте готовы к испытаниям и трудным заданиям, которые встретят вас в пути. А если вы преодолеете весь путь то, колдовство Злого Волшебника перестанет действовать.
Ваши друзья».
Логопед: Дети, а вы узнали, кто просит вас о помощи?
Дети: Да, это «Твёрдыш» и «Мякиш»
Логопед:А кто они?
Дети: Короли «Звуковых замков».
Логопед: В каком замке живёт «Твёрдыш»?
Дети: В синем.
Логопед: А кто ещё живёт с «Твёрдышем» в его замке?
Дети: Все согласные твёрдые звуки.
Логопед: В каком замке живёт «Мякиш»?
Дети: В зелёном.
Логопед: А кто живёт с «Мякишем»?
Дети: Все согласные мягкие звуки.
Логопед: Дети, вы запомнили какие звуки похитил Злой Волшебник?
(Ответы детей).
Логопед: Вспомните и назовите какие звуки «П» «,Пь», их сходство и отличие?
(Ответы детей).
Логопед: Дети, вы готовы прийти на помощь нашим друзьям?
(Ответы детей).
Логопед: Путь в Сказочную страну звуков нелёгкий и долгий. Давайте встанем в круг и попросим силы у нашего Солнышка, чтобы оно нас согревало и оберегало в пути.
Самомассаж пальчиков и лицевых мышц «Солнышко»:
Ладошка — это солнышко, пальчики — лучики.
Солнышко, милое, (поглаживающие круговые движения правой рукой по левой лодони).
Поделись своею силою! (поглаживающие движения наоборот). Просыпайтесь лучики! (поочерёдный массаж пальчиков).
Согревайтесь, рученьки! Солнышко проснулось, лобика коснулось,
Лучиками провело и погладило (поглаживающие движения от середины лба к верхней части ушей).
Солнышко проснулось, к щёчке прикоснулось! (поглаживание от носа к средней части ушей).
Солнце личико согрело, потеплело, потеплело. (поглаживание от середины подбородка к нижней части ушей).
Наши рученьки потянулись, Наши губки улыбнулось!
Логопед: Вот и силы прибавились! Пора в дорогу в Сказочную страну. А на чём же мы поедем в сказочную страну?
(Ответы детей).
Логопед: Дети, не забывайте, что короли Твёрдыш и Мякиш живут в Сказочных замках. И транспорт, на котором мы сможем добраться тоже должен быть сказочным. А на чём мы отправимся в путь, вы узнаете, отгадав загадку:
Железные избушки прицеплены друг к дружке,
Одна из них с трубой, ведёт всех за собой!
(Ответы детей: поезд).
Логопед: С какого звука начинается слово «поезд»? Какой это звук?
(Ответы детей).
Логопед: Ребята, встаньте ровно, красиво, друг за другом, как паровозик с вагончиками. А чтобы по дороге нам было не скучно, повторяйте слова:
Паровоз наш небольшой,
Паровоз наш непростой,
В нём колёса не стучат,
Состоит он из ребят.
Едем, едем друг за другом,
Едем лесом, едем лугом.
Остановка на пути
Ну-ка, дружно выходи!
Логопед: Мы прибыли на станцию «ИСПЫТАТЕЛЬНАЯ».
Игра «Скажи наоборот»:
па -пя пу -пю
по -пё пы -пи
Игра «Запомни и повтори»:
па-по-пу пы-пы-пи по-по-пё
па-па-пя пу-пу-пю
Игра «Четвёртый лишний»:
пенёк, пенал,печка, палка.
Логопед: Молодцы, вы справились с заданиями. Строимся паровозиком с вагончиками, едем дальше (звучит музыка).
Логопед: Мы прибыли на станцию «СИГНАЛЬНАЯ».
Игра «Сигнальщики».
а) Я буду называть звуки «П — Пь», а вы как услышите твёрдый звук — просигнальте синей фишкой, если мягкий — зелёной:
П, Пь, П, Пь, П, П, П, Пь.
б) Теперь я буду называть слоги, а вы определите и просигнальте соответствующей фишкой:
ПА, ПО, ПИ, ПЯ, ПУ, ПЫ, ПИ
в) Молодцы! Следующее задание усложняется: вы должны услышать звуки «П-ПЬ» в словах и правильно просигналить.
Логопед: Молодцы, и на этой станции со всеми заданиями вы справились. Строимся паровозиком с вагончиками, едем дальше (звучит музыка).
Логопед: Мы прибыли на станцию «ВЕСЁЛЫЕ КАРТИНКИ».
Дети, это сундучки Твёрдыша и Мякиша, похоже они перепутали свои вещи. Давайте им поможем разложить картинки по сундучкам.
(Дети раскладывают картинки по сундучкам со звуками «П» и «Пь»).Логопед: Дети, посмотрите у нас на пути паровозик, а, чтобы он нас пропустил, мы должны разложить груз по вагончикам:
- в первом вагончике поедут картинки, в названии которых звук «П» или «Пь» слышится в начале слова;
- во втором вагончике поедут картинки, где звуки «П», «Пь» слышатся в середине слова;
- в третьем вагончике поедут картинки, где звуки «П», «Пь» слышатся в конце слова.
Логопед: Молодцы, и на этой станции со всеми заданиями вы справились! Строимся и едем дальше (звучит музыка).
Логопед: Мы прибыли на станцию «УМЕЛЫЕ РУЧКИ».
Дети, вы хорошо справились с трудностями и нашли пропавшие звуки «П» и «Пь», давайте подарим им букву.
(Дети под спокойную музыку выкладывают на пластиковых тарелочках с пластилиновым покрытием букву «П» из природного материала).
Логопед: Дети, чем отличается буква от звука.
(Ответы детей).
Логопед: Молодцы, вы справились со всеми испытаниями на нашем пути, и поэтому колдовство Злого Волшебника перестало действовать.
Звучит музыка, дети быстро строятся и отправляются дальше в путь
Логопед: Мы прибыли на станцию «СКАЗОЧНЫЕ ЗАМКИ». Вот мы и
добрались до Сказочных замков. А вот и наши друзья.
(На ширме появляются король Твёрдыш и король Мякиш, и обращаются к детям с благодарностью).
Король Твёрдыш: Спасибо, вам дети, что откликнулись на нашу просьбу. Король Мякиш: Вернули нам пропавшие звуки и расколдовали дорогу. Теперь мы снова сможем приезжать к вам в гости.
Король Твёрдыш: Дорогие ребята, в знак нашей дружбы мы дарим вам на
память «Звуковичков».
Оба короля: До свидания, до новых встреч!
Логопед: Дети, нам пора возвращаться в детский сад, строимся паровозиком с вагончиками. Дети прощаются с королями, звучит музыка.
Татьяна Дёмина,
учитель-логопед