Конспект открытого занятия для учащихся 1 класса с ОНР: «Звукобуквенный анализ и синтез слов»

Аннотация: Конспект открытого занятия разработан для учащихся 1 класса с общим недоразвитием речи. Представленный конспект является авторской разработкой.

Конспект открытого занятия для учащихся 1 класса с ОНР

Тема: «Звукобуквенный анализ и синтез слов»

Цель: Совершенствование навыка владения звукобуквенным анализом и синтезом слов.

Задачи: Систематизация знаний о звуках и буквах, развитие фонематического слуха, показ смыслоразличительной роли звука и буквы в слове, обогащение и активизация словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи, развитие внимания, памяти, зрительного восприятия, наблюдательности к языковым явлениям.

Оборудование:

1. Музыкальная аудиозапись (цирковой марш из к/ф «Советский цирк» И. Дунаевского)
2. Картинки дрессированных животных: льва, собачки, кота и др.; картинки-тумбы со звуковыми схемами.
3. Билеты с игрой «Шифровальщик»
4. Карточки: ЗВУКИ, БУКВЫ, ГЛАСНЫЕ звуки, СОГЛАСНЫЕ звуки, ТВЁРДЫЕ и МЯГКИЕ, ЗВОНКИЕ и ГЛУХИЕ , ?, АОУЫЭИ, 6, 10
5. Карточки для самостоятельной работы с буквами и для задания по командам.
6. Карточки для составления предложений.
7. Разноцветные конверты с дифференцированными заданиями
8. Фотографии цирковых артистов.
9. Шляпа фокусника, волшебная палочка.
10. Набор цифр, маркеры, звёздочки.
11. Призы .

Ход занятия:

I. Организационный момент, мотивационный этап.

Дети входят в кабинет под цирковой марш из к/ф «Советский цирк» И. Дунаевского.

Логопед :

Внимание, внимание!!! Уважаемые зрители! Ждет вас представление – всем на удивление!

Ребята, как вы думаете, на какое представление я вас сегодня пригласила? (На цирковое представление)

А как вы догадались? (по музыке, билетам, слайду).

Вы верно отметили, но сначала прошу вас поздороваться с нашими гостями.

Каждый получил билет. Только вы его не теряйте, до конца занятия сохраняйте!

Здесь мужества и силы праздник,
Здесь клоун — мастер и проказник,
Здесь каждый зверь – большой артист:
Прыгун, танцор, эквилибрист.
Веселье, радость, звонкий смех-
Всё это цирк! И он для всех!

А вы, ребята, знаете, когда появился цирк?

Цирк ведёт своё начало ещё из Древнего Рима. Правда, тот цирк совсем не был похож на наш, теперешний. Самым главным зрелищем были гонки колесниц по огромной круглой арене — “циркусу”. От тех далёких времён пошло и само название – цирк. “Циркус” – не правда ли, похоже на циркуль, которым вычерчивают круги?

- Посмотрите на доску, кажется мы попали не туда: Р Ц К И. (Надо расставить буквы в нужном порядке) Дети на доске меняют порядок букв.

Назовите второй звук в слове «ЦИРК» (ы). А какую букву мы пишем? (и).

Часто в словах мы произносим один звук, а пишем другой, приведите примеры таких слов (молоко, дуб).

II. Актуализация ранее полученных знаний

(Систематизация знаний о звуках и буквах)

Посмотрите на доску: нас приветствуют цирковые артисты они приглашают нас поучаствовать в представлении, а тему представления вы сможете узнать, расшифровав числовую надпись на билетах (Игра «Шифровальщик».

Отгадывают слова: ЗВУКИ, БУКВЫ).

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М ы О У
1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 0 11 12 13 14 15

8 3 15 10 9 -________________________________

2 15 10 3 13 -_________________________________

Посмотрите на билет и скажите, какое число там написано. (2 декабря — Это как раз сегодняшний день). Число у вас записано, напечатайте в тетрадях тему. Итак, тема представления – ЗВУКИ и БУКВЫ. Логопед ставит вопросительный знак между словами — ЗВУКИ, БУКВЫ. Вспомним, что мы знаем о звуках и буквах и зададим друг другу вопросы.

Какой вопрос можно задать? (Что такое звуки и что такое буквы?)

  • (На какие группы делятся звуки? (гласные и согласные)
  • Что такое гласные звуки? или Чем гл. зв. отличаются от согл. зв.? (Гласные звуки – тянутся, поются, и нет преграды для воздуха)
  • Какие бывают согласные звуки? (Твердые и мягкие, звонкие и глухие)
  • Сколько гласных звуков в русском языке? (6) Какие гласные звуки ты знаешь? (АОУыЭИ)
  • Какие бывают буквы? ( Заглавные и строчные, печатные и письменные)

Что за звуки, словно песни,
Нет преграды на пути.
Голосисты как артисты:
Ты их в имени найди.

(Гласные, с объяснением, как догадались)

- Назовите гласные звуки ваших полных имен? (Максим, Дарина, Ольга, Алексей).

III. Работа по теме

1. Вы знаете, какие артисты выступают в цирке? (ответы детей)

Рассматривание иллюстраций на доске.

Я буду говорить вам, что делает артист, а вы должны угадать о ком идёт речь. (После выполнения всех заданий упражнение на развитие внимание и памяти: расставьте артистов в порядке их выступления).

- Первым выходит на арену… Артист, выполняющий цирковые номера на натянутом канате. (Канатоходец) Мы с вами тоже пойдём по натянутому канату вверх и вниз, читая цепочки слогов.

Чтение слоговых цепочек:

му
мы ут
ма ша ус
мо ро ко ур
Посмотрите на слоги «мо, ма, мы, му» , чем они похожи и чем отличаются?

(Согласная буква «эм» одинаковая, а гласные буквы — разные).

(Аналогичные вопросы о слогах «му, ут, ус, ур» и «мо, ро, ко, ур»)

Теперь мы прочитаем слова с пропущенными буквами сверху вниз в каждом столбике, а какие буквы добавить, догадайтесь по первому слову в столбце. После чтения каждого столбика вопрос: —-Какие буквы одинаковые в словах, а какими буквами слова отличаются?

Чтение слов по аналогии:

кот Саша сок гол
р.. М… ..м ..д
кр.. Д… ..р ..ра

Сейчас мы прочитаем предложения со словами, в которых буквы-озорницы немного пошалили. Чтение отрывков из книги Александра Шибаева «Озорные буквы» (индивидуальные картинки с текстами).

После прочтения каждого отрывка вопрос:

- В каком слове «пошалили» буквы?

- Какие буквы поменялись местами?

2. Следующим номером нашей программы — артист, показывающий фокусы. (Фокусник). Девочки, по разложенным цифрам посчитайте, сколько звуков в слове Фокусник (8).? Сколько гласных? (3) Какие? (О, У, И)

Задание фокусника (показ смыслоразличительной роли звука и буквы в слове):

Преврати одно слово в другое, добавив одну букву в слово (или убрав одну букву) (работа в парах на время).

1пара Добавь букву: рыба, точка, роза, лещ, сук, ком

Убери букву: бусы, полк, мрак, банка, седло, крошка

2пара Добавь букву: вол, пар, роза, игры, кот, стол

Убери букву: щель, зубр, укол, ветер, парта, спорт

Сделаем вывод, что произойдёт, если к слову добавить букву (звук) или убрать? (Изменится значение слова)

- Назовите слова, в которых 1 гласная и 2 согласных буква, 2 согласных и 2 гласных буквы)

Вы можете принести своей команде ещё несколько очков, если вспомните ещё слова, в которых 2 согласных и 2 гласных звука.

Звуковой анализ

Фокусник предлагает вам ещё одно задание.

Задание с буквами + на внимание: — Вы знаете много букв. Как называется дом, где живут буквы? (Алфавит).

Давайте посмотрим на экран. Какие буквы записаны? (Гласные и согласные, печатные и письменные, заглавные и строчные). На индивидуальной карточке зачеркните повторяющиеся буквы в такой же таблице, из оставшихся букв сложите слово (ПРИЗ). Ребята, вы любите призы? Я думаю, фокусник нас ещё чем-то удивит, а сейчас…

3. А сейчас на арену выходит укротитель животных. ( ? ) (Дрессировщик)

- Ребята, как вы думаете, что такое тумба и для выступления каких артистов она нужна в цирке? (Подставка для выступления дрессированных животных)

Нам надо помочь дрессировщику посадить каждого зверя на свою тумбу (в соответствии со звуковой схемой). Сначала выполните задание в тетради (вклеены картинки зверей, необходимо раскрасить звуковую схему), затем проверка у доски с объяснением выбора схемы.

Звукобуквенный анализ и синтез слов

4. Антракт (физкультминутка)

- Гаснет свет. Окончен бал…
Человек ботинки снял.
И улыбку до ушей
Спрятал в ящик от мышей.
Снял копну густых волос.
Положил на полку нос.
И, вздыхая, лёг в кровать…
Завтра снова надевать!

О ком я прочитала? ( О Клоуне)

Клоун предлагает нам поиграть в весёлую игру — прятки (Игра на развитие фонематического слуха).

В цирке много животных, которые могут быть опасны. Если вы услышите название животного, в котором есть звук [С], вы прячетесь (приседаете).

Если не услышите [С] в слове, то оставайтесь в исходном положении.

Слова: слон, лиса, змея, барсук, лошадь, соболь, енот, крыса, волк, бегемот, мангуст, обезьяна, свинья, крот, собака, кошка, суслик, коза, лев, зебра, рысь, гусь, опоссум, росомаха, ласка, горностай.

Весёлая зарядка с клоуном:

Цирковое представленье,
Мы устроим здесь, сейчас.
И сегодня на занятии
будет весело у нас.
Вот жонглёры выступают.
Весело мячи кидают.
(поднимать вверх правую, левую руку)
Вот и фокусник. Ура!
Он покажет чудеса.
(поднимание плеч)
Громко музыка играет,
Силач спину наклоняет.
(наклоны туловища в правую (левую) сторону, руку в сторону, кисть сжать в кулак)
Силач мышцы все размял,
Штангу без труда поднял.
(наклон туловища вперед, руками коснуться пола)
Выступает грозный лев,
Ему сопутствует успех.
(Приседания)
Долго клоун нас смешил,
С ним попрыгать пригласил.
(Прыжки.)
В цирк немного поиграли.
Ох, устали так устали.
(Ходьба на месте)
Вот закончилась игра, (Вдох)
заниматься нам пора (Выдох).

5. Следующим номером нашей программы — цирковой актёр, который ловко подбрасывает и ловит одновременно несколько предметов. (Жонглёр).

Мальчики, по разложенным цифрам посчитайте, сколько звуков в слове жонглёр (7).? Сколько гласных? (2) Сколько согласных? (5)

На шарах жонглёра написаны буквы, подбрасывая их, он складывает слова. Выбирайте, из какой группы букв вы поможете жонглёру составить слова:

1. б, у, с, ы, р, ь (ус, усы, бусы, сыр, рысь, бур)
2. к, т, о, л, я (Оля, Толя, кто, ток, кот, кол, Коля, я)

6. На арене – Цирковые гимнасты. (Акробаты) Посмотрите, какую пирамиду построили акробаты, встав друг на друга. Мы тоже будем строить, но не пирамиды, а словосочетания и предложения.

Составление словосочетаний и предложений:

- Прочитайте слова на доске. Подберите к словам-предметам слова-признаки: (Смешной, Ловкий, Загадочный, Смелый)

______ __ клоун_ ______
_______ жонглёр__ _______
_______ фокусник___ _______
_______ дрессировщик__ ______

То, что у нас получилось, это предложение? (Нет) Почему? ( Мысль не закончена). Добавим слова-действия (дрессирует, веселит, удивляет, подбрасывает). Теперь наша мысль закончена. Получилось предложение? (Да)

Сколько слов в каждом предложении? (3).

Каждый уч-ся начертит схему составленного предложения в тетрадь. Как покажем начало предложения и конец? (Уголком, точкой).

Далее — составление предложений по картинкам и вопросам индивидуально.

IV. Итог занятия (дифференцированные задания + рефлексия)

Наше представление заканчивается.

- Если вы считаете, что вам было легко составлять из букв слова, различать гласные и согласные звуки, подбирать схему к слову, определять порядок звуков в слове, их количество…, то выбирайте оранжевую карточку,

-Если вы чувствовали себя не очень уверенно при выполнении таких заданий, выбирайте — жёлтую,

- Если при выполнении таких заданий вы ещё допускаете ошибки, то — фиолетовую карточку.

(Карточки см. в приложении)

Проверка выполненных заданий.

- Дорогие ребята, добрый фокусник доверил мне показать вам свой удивительный фокус. Он оставил мне свою волшебную шляпу (показ пустой шляпы).

- «Эни-бени -раба» Ни чего не получилось. Ребята, вы поможете мне сделать фокус? Все дети говорят слова: —«Эни-бени- раба» (из шляпы достаются призы для детей).

Пример заданий для оранжевой карточки:

Оранжевая

1. Составь слово:

к, л, у, о, н ____________________
ф,о,у,к,с ____________________

2.Посчитай, сколько звуков в слове-картинке:

3.Соедини картинку со схемой:

Никулина Светлана Владимировна,
учитель-логопед,
г.о. Подольск

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: 

Сейчас читают:

Логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада: «Знакомство с понятием слово и слог» Логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада: «Знакомство с понятием слово и слог»
Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием технологии sand-play «Сказка «Теремок» Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием технологии sand-play «Сказка «Теремок»
Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР на тему: «Домашние животные и их детеныши» Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР на тему: «Домашние животные и их детеныши»
Конспект открытого занятия «Путешествие в страну грамматики» Конспект открытого занятия «Путешествие в страну грамматики»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.