Конспект открытого логопедического занятия:
Автоматизация звука [Р] изолированно, в слогах, в слова.
«Путешествие по играм со звуком [Р]»
(Подготовительная группа)
Открытое логопедическое занятие для детей подготовительной группы.
Цель: автоматизация звука “Р” изолированно, в слогах, и в словах (в разных позициях).
Задачи:
- закрепление правильного произношения звука “Р” изолированно, в слогах, словах.
- развитие моторики артикуляционного аппарата:
- развитие мелкой моторики:
- развитие фонематического слуха, закрепление умения определять место заданного звука в слове, называть однокоренные слова с заданным звуком.
- определение рода и числа имен существительных.
- совершенствовать грамматический строй речи и связную речь детей.
- развитие воображения, мышления, пространственной ориентации.
Материал:
- индивидуальные зеркала, картинки с артикуляционными упражнениями, предметные картинки (со звуком “Р”)
Этап занятия |
Деятельность учителя логопеда |
Картинный и речевой материал |
Ответы детей |
Время |
Орг.момент. | Стихотворение:
«Кто хочет разговаривать?» Кто хочет разговаривать, Какой звук я четко проговариваю в этом стихотворении? Сегодня мы вместе со звуком [Р] будем путешествовать по играм, и правильно учиться его произносить (помогаем подготовиться к школе) |
Звук [Р] | 2 минуты | |
Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признаком. | Как произносим звука Р?
Когда ты произносишь его, есть преграда во рту? Какой это звук? Рот открыт Зубки сближены, но не сомкнуты Язык широкий поднят за верхними зубками и вибрирует Струя воздуха сильная.(горлышко «дрожит») звук звонкий. |
Схема (профиль звука) |
Да
Согласный, твердый Дети произносят звук (тянут его) Да, звук звонкий. |
2 минуты |
Артикуляционная гимнастика. | улыбка-качели(на улице)-котенок лакает молоко,-чашечка
-вкусное варенье-чистим зубки-маляр-лошадка- грибок-барабанщик. |
Повторяют за логопедом упражнения |
4 минуты |
|
Автоматизация звука Р в слогах | Ребенок двумя руками одновременно отстукивает ритм (слоги) как будто играет на пианино.(прямые , обратные слоги)
«Неисправный парашют» |
Проговаривание слогов может сопровождаться движениями обеих рук.
Соедини букву Р только с гласными буквами. Ведя карандашиком проговариваем получившийся слог(четко произнося звук Р) |
Ар-Ар-Ар
ОР-ОР-ОР ЫР-ЫР-ЫР АРА-ОРО-УРУ-ЫРЫ РИ, РЭ, РО, РА, РУ, РА, РИ, РЫ, РО. |
5 минуты |
Развитие фонематического восприятия |
Добавить в слово недостающий звук Р Звук Р «сбежал» из слов.Верните его в начало каждого слова Закончите слова слогом [ра] или [ры] |
.ост .омб .уки .овный, .ынок, .акета Што..(ра) |
3 минуты |
|
Автоматизация звука [Р] в словах | ü Определить где находится звук [Р] в слове(начало, середина и конец)
Схема одна (дети, по очереди берут картинки, и определяют их под схему) |
Картинки с изображением предметов. | Начало слова: рак, рыба, ракушка, ромашка, ролики.
Середина слова:барабан, трон, ворона, крот, горох. Конец слова:мухомор, топор, трактор, самовар, бобр |
5 минуты |
Физминутка «Зимой» Итог занятия: |
Подбери к словам картинки. Какой звук мы учились произносить изолированно, в слогах, и словах? Какой он? |
Листок, на котором изображены картинки: ворота, карандаш, фара, пирожок, пирамидка, божья коровка, гора.
Картинки с изображением предметов |
Показывают движения вслед за логопедом Ворота-квадрат. Карандаш-прямоугольник Фара-круг Пирамидка-треугольник Божья коровка-овал Пирожок-овал Игра: робот, пирамидка, пират , шары. Работа: маляр, топор, экскаватор, грузовик. Лес: черника, трава, бобер, рысь. Зима: ведро,Дед мороз,морковка , подарки. Он: жираф, помидор, карандаш, виноград. Она: раковина,рука, корона, морковь Оно: ведро, озеро, перо, ружье. Они: карандаши, ведра, шорты, дрова, руки. Звук [Р] Согласный ,твердый звонкий. |
2 минута 3 минуты 5 минуты 4 минуты 35 мин. |
Юнькова Екатерина Сергеевна,
учитель-логопед,
Москва