Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических и фонетических средств языка в старшей группе.
Тема «В гостях у Машеньки и медведя»
Цели:
Образовательные:
- закрепить названия детенышей животных,
- учить отвечать полным предложением.
Коррекционные:
- закрепить образование притяжательных и относительных прилагательных;
- правильное употребление в речи приставочных глаголов и падежных конструкций;
- закрепить умение производить звуковой анализ и синтез слов.
Воспитательные:
- воспитывать у детей интерес к речевой деятельности,
- умение выслушивать других детей, не перебивая.
Оборудование: домик, корзинка, карточки «пирожки», картинки с детенышами, пирог с фруктами и ягодами, маска медведя и Машеньки.
Ход занятия:
1. Огр. Момент.
(на фланелеграфе картинки – лес, ягоды, грибы, короб)
- Дети, вы хотите попасть в сказку? Кто догадался, их какой сказки эти предметы? (Правильно, «Маша и медведь»)
- Кто же нам поможет попасть в сказку? (логопед обращается к девочке) Назови свое имя – Даша.
Попробуйте первый звук заменить на «М», какое имя получиться? (Маша)
Вот и появилась главная героиня сказки – Машенька (одевает платок на голову и передничек)
2. Игра «Подружки»
- Ребята, а куда отправилась Маша? (в лес)
- С кем она пошла? (с подружками) Что взяла с собой Маша? (корзинку)
- Пока собирала Маша ягоды, ушли подружки далеко-далеко. Стала Маша звать подружек.
Я буду называть начало слова, а вы добавляйте слог «ЛЯ» (О-ЛЯ,У-ЛЯ,А-ЛЯ, ПО-ЛЯ, МИ-ЛЯ, ГА-ЛЯ)
3. Психогимнастика
- Вышла Маша на полянку и увидела, как веселятся зайчата (дети иммитируют животных), пробежала лисичка, появился серый волк, прошел косолапый мишка.
4. Игра «Мама и детеныши»
- А на другой полянке гуляли мамы и их детеныши. Назовите маму и её детенышей (НА ПОЛЯНЕ ГУЛЯЕТ ЛИСА С ЛИСЯТАМИ И Т.Д.)
5. Игра «Чей хвост? Чьи ушки?»
- Увитдели звери Машеньку, испугались, спрятались кто куда: кто за дерево, кто за куст, кто за пенек, только ушки и хвостики выглядывают.
- Чей хвост, чьи ушки увидела Машенька? (за пеньком Маша увидела заячьи ушки и заячий хвостик и т.д.)
6. Игра «Стукни как я»
- Убежали звери. Тихо в лесу стало, только слышен как кто то стучит. Кто же может в лесу стучать? (дятел)
- Попробуйте отхлопать песенку дятла. ( / //, /// /, /// //, /// /// )
7. Образование приставочных глаголов и относительных прилагательных.
- Пошла Маша дальше и видит стоит избушка.
К избушке Маша что сделала? (подошла)
Вокруг избушки? (обошла)
В избушку? (зашла)
Из избушки? (вышла)
- Посмотрела вокруг — нет никого. Стала Маша думать – как же встретить приветливо хозяина? (испекла Маша пирожки) Да все с разной начинкой. Расскажите какие получились пирожки?
(с малиной – малиновый пирог, с фасолью, с тыквой, с клюквой, с клубникой)
8. Игра «Собери словечко»
- Тут на запах и мишенька пришел (ребенок в маске). «Отпущу я тебя к дедушке и к бабушке и гостинцев еще дам»
- В корзинку можно положить только те пирожки, на которых слово отгадать сможете. Вставьте один звук вместо точки : КО-, СО-, ДО-, Б-К, ТО-, С-М.
9. Игра «Найди Машин домик» — звуковой синтез слов
Пришла Маша в деревню, а дом свой найти не может. Помогите ей ребята!
(у каждого ребенка лист с двумя домиками — на первом домике цифры – 2134, а ан втором – 3454, а между домами пронумерованы буквы:
И С М А Ш
1 2 3 4 5
10. Итог занятия.
Гришина Лариса Анатольевна,
учитель-логопед,
г. Ижевск